«Музей и дети»

Пояснительная записка.
Культурно-образовательная программа «Музей и дети» разработана для приобщения детей дошкольного и школьного возраста к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музее, а также окружающего предметного мира. Культурно-образовательная программа активно внедряется в общекультурное развитие детей и подразумевает определенные формы и методы взаимодействия музея и ребенка с целью «погружения» ребенка в историческое прошлое родного города, изучение природных богатств и окружающего мира, вовлечения детей и подростков в сферу творческой и социальной активности. Каждая музейная выставка: стационарная или временная, адаптируется на детскую аудиторию, на каждой выставке разрабатываются интерактивные и аттрактивные мероприятия, широко используются различные нетрадиционные формы работы, в том числе с использованием информационных технологий.
Дети могут приобрести знания не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Главной составляющей этой внеурочной деятельности могу стать музейные экскурсии, познавательно-развлекательные мероприятия на базе той или иной музейной выставки, которые могут стать реальными помощниками в формировании интереса к окружающему миру, расширению кругозора подростка.

Актуальность программы.
Программа направлена па приобщение учащихся к музею как к культурной среде, формирующей визуальную культуру и эстетические предпочтения личности. Фондовые коллекции музея позволяют сформировать у детей гражданское самопознание, воспитать познавательный интерес к прошлому своей страны, своего народа. Доступность в музее к культурным ценностям – предметам, в которых воплощена история, прошлое и настоящее, способствует формированию у подрастающего поколения бережного отношения не только к музейным ценностям, но и вообще к предметному миру, к природе, архитектуре, уважительного отношения к людям.

Новизна программы заключается в предлагаемых музеем увлекательных, интерактивных формах работы для более глубокого восприятия материала, контакта с музейным предметом и музейной средой, обладающих значительным нравственно-эмоциональным воздействием на подрастающее поколение. Новые формы работы, такие как игры-путешествия с путеводителями по залам музея, театрализованные мероприятия позволяют решить проблему занятости свободного времени, расширить сферу межличностного взаимодействия детей, способствуют приобретению социального опыта.

Цель программы – вызвать у детей интерес к музею, как хранителю бесценных сокровищ истории, помочь подрастающему поколению в духовном и интеллектуальном развитии.

Задачи программы:
- приобщение детей к музейной культуре;
- развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
- формирование навыков научно-исследовательской деятельности по тематике занятий;
- развитие творческих способностей и формирование ценностных ориентаций;
- вовлечение каждого участника мероприятия в активный познавательный и творческий процесс;
- создание условий для развития социально-активной личности;
- формирование на музейной территории навыков межличностного общения.

Целевая аудитория программы:
- воспитанники дошкольных учреждений,
- учащиеся образовательных учреждений.

Методы работы:
- совместная работа с образовательными и дошкольными учреждениями города: заключение договоров о сотрудничестве, составление совместных планов работы;
- адаптация мероприятий на посетителей разных возрастных групп;
- построение занятий с учетом учебных программ в качестве дополнения к урокам литературы, изобразительного искусства, окружающего мира и др.;
- просмотр документальных фильмов, слайдов.

Формы работы:
- интерактивные экскурсии,
- тематические лекции,
- театрализованные программы,
- музейные праздники,
- игры и викторины,
- игры-путешествия,
- мастер-классы.

Место проведения мероприятий:
Музей освоения Севера (на базе стационарных и сменных выставок и экспозиций).

Срок реализации.
Программа работает на постоянной основе.

Ожидаемый результат.
В результате реализации данной программы дети расширят свои знания в области истории, географии, культуры и искусства, краеведения и смогут применить их на практике, при написании рефератов, сочинений. Музей станет таким местом, где ребенку будет организован досуг, он сможет наладить взаимоотношения с другими детьми, получит позитивный эмоциональный импульс при выполнении творческих заданий, раскрывая и развивая свои способности, а также от причастности к историческому прошлому города, края. Правильно подобранные методы и формы работы музея направлены на полное самовыражение ребенка и реализацию его творческого потенциала, появление у детей устойчивого интереса к музею, владение навыками восприятия особого образного языка музейной экспозиции, умение выявлять предметы музейного значения в окружающем мире, обладание навыками общения с культурным наследием: уметь вести себя в музее, на выставке, иметь навыки знакомства с музейными предметами.