Инклюзивная программа для детей с синдромом Дауна.

Инклюзивная программа разработана для детей с синдромом Дауна и способствует активному их участию в жизни общества, развитию уверенности в себе. Дети с синдромом Дауна должны иметь равные с остальными возможности для реализации своих жизненных стремлений.

Синдром Дауна – самая распространенная генетическая аномалия в мире. Клетки человека с Синдромом Дауна содержат 47 хромосом вместо 46. Синдром Дауна – это не болезнь, а состояние, которое характеризуется определенным набором особенностей. В настоящее время частота рождаемости с синдромом Дауна очень большая: 1 из 1000 человек. В России ежегодно рождается около 2500 детей с синдромом Дауна.

Детей с данным синдромом называют «солнечные» дети, потому что они на протяжении всей жизни отличаются добротой и нежностью, они постоянно улыбаются, в них не бывает зависти, агрессии и злобы. Но они плохо приспосабливаются к обычному образу жизни, так как отстают в развитии.

007

Специалисты Губкинского музея освоения Севера готовы адаптировать музейную среду для посетителей с синдромом Дауна. Человек с нарушением интеллектуального развития должен быть включен в жизнь общества: активно участвовать в групповых мероприятиях, праздниках. Инклюзивная программа составлена с учетом специфических особенностей эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с синдромом Дауна. Сегодня Губкинский музей освоения Севера предлагает адаптированные экскурсии с наглядными пособиями, занятия по рисованию песком и пальчиковыми красками, музыкальные и арт-занятия, хороводные игры и кукольные спектакли. Данные мероприятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволят им эмоционально реагировать на произведения искусства, проявлять интерес к процессу рисования, лепке, помогут укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса, обрести уверенность в себе, ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки и рисования, чем при разговоре. Музейные мероприятия будут способствовать зарождению у детей чувства внутреннего контроля и порядка.

Цель инклюзивной программы – создание продуктивных условий, способствующих социально-культурной адаптации людей с синдромом Дауна посредством приобщения их к изобразительному искусству и активному художественному творчеству, используя музейное пространство и арт-терапевтические методы работы.

Задачи программы:

  • создание дружелюбной среды для детей с синдромом Дауна,
  • выявление способностей и возможностей детей с синдромом Дауна,
  • создание условий для развития зрительного восприятия в продуктивной деятельности (конструирование, лепка, рисование),
  • содействие социальной адаптации и интеграции в общество детей с синдромом Дауна.

Целевая аудитория программы:

  • воспитанники центра социального обслуживания населения «Елена»,
  • члены городских организаций инвалидов «Милосердие» и «Возможности без границ»,
  • индивидуальные посетители.

Методы работы:

  • осуществление совместной работы с организациями города: заключение договоров о сотрудничестве, составление совместных планов работы;
  • адаптация мероприятий на посетителей разных возрастных групп.

 Формы работы:

  • музыкотерапия,
  • песочная терапия,
  • кукольные спектакли,
  • рисование пальчиковыми красками,
  • лепка из пластилина, соленого теста,
  • хороводные игры,
  • мастер-классы.

Место проведения мероприятий:

  • МБУ «Губкинский музей освоения Севера» (на базе стационарных выставок «Север – судьба моя», «Соседи. Лесные ненцы», «Природа нашего края», на базе сменных тематических выставок и экспозиций),
  • ГБУ ЯНАО «Центр «Елена» в МО г. Губкинский.

 

Срок реализации.

Программа работает на постоянной основе.

 

Ожидаемый результат.

Посещение музейных мероприятий, предметно-практических занятий позволят приобщить ребенка с синдромом Дауна к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Знакомясь с музейными предметами, предметами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, человек открывает для себя не только внутренний мир другого человека, но и узнает свои чувства, эмоции, переживания, возникающие при непосредственном восприятии музейных объектов. Это поможет его эмоциональному, интеллектуальному и творческому развитию, повысит ощущение собственной значимости и позволит осознать себя равноправным и компетентным членом общества, будет способствовать его социальной адаптации.

План мероприятий для детей с синдромом Дауна