Инклюзивная программа для людей с нарушением зрения «Смотри со мной». Картина Леонида Лара "Чумработница". ГМОС ОФ-4087. 1988 год

Имя ненецкого художника Леонида Алексеевича Лара известно каждому жителю Ямала. В 80-х годах прошлого века художник много времени посвятил изучению быта и религии малочисленных народов Севера, лично путешествуя по стойбищам и поселениям.

Впечатления, полученные в ходе исследований, отразились на творчестве Леонида Алексеевича. Реализм - одно из любимых направлений художника. В многочисленных экспедициях были сделаны зарисовки, позже ставшие картинами, дающими представление об укладе жизни тундровиков. Быть домохозяйкой в условиях Крайнего Севера непросто. С некоторых пор для ненецких женщин стали оформлять трудовые книжки, так как в реестре профессий России появилась новая – чумработница.

Картина с таким названием написана Леонидом Ларом в 1988 году, а в 2007-ом она пополнила художественные фонды губкинского музея. Размеры полотна 34 см по ширине и 60 см по высоте. Простая деревянная рама выступает органичным дополнением для полотна, написанного в приглушенных теплых тонах. Краски дают нам подсказку – время года, застывшее на картине – осень.

Центральную, самую большую часть композиции, занимает фигура ненецкой женщины. Чумработница сидит перед входом в традиционное жилище ненцев - чум, на коленях ее находится оленья шкура, под которой видны очертания доски для выделки. В руках женщины специальный скребок. Несмотря на тяжелую женскую верхнюю одежду - ягушку и трудоемкую работу, поза женщины не выглядит понуро или напряженно. Плечи хозяйки чума гордо расправлены, движения отточены. На голове ненки повязан павловопосадский платок – излюбленная деталь гардероба российских женщин, полюбившаяся и северными модницами. Черты лица женщины едва обозначены легкими мазками кисти. Ведь этот образ общий, вобравший в себя культуру и особенности жизни всех хозяек Севера. Мазки синей краски, присутствующие на ягушке и платке, органично разбавляют теплые, охристые тона, напоминая, что где-то рядом со стойбищем протекают вены тундры – холодные реки. Где же они? Скрыты за линией горизонта, на которой пасутся два молодых оленя. Горизонт делит пространство изображения пополам. Стена чума занимает более трети полотна - почти весь задний план. Дикую растительность тундры можно разглядеть фрагментарно у края меховой стены, как раз перед парой оленят. Несмотря на то, что конструкция чума сборная, на полотне она выглядит монолитной, мощной, вызывающей ассоциацию с непоколебимой крепостью. Именно таким должен быть дом на суровом Севере, где климат проверяет на стойкость каждого жителя, несмотря на возраст и пол.

Полог чума приветливо откинут, в темном пространстве теплого жилища видны печка-буржуйка, прорисованы контуры предметов быта. В темноте едва различим и результат долгих дней работы ненецкой женщины – под пологом подвешена готовая одежда, сшитая из меха оленя.

Картина «Чумработница» была создана, когда художник преподавал в г. Салехарде и еще не имел громких научных званий. Сегодня работы Леонида Алексеевича Лара, кандидата исторических наук, члена Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России», украшаютколлекции не только Музея освоения Севера, но и частные собрания в России, США, Канаде, многихстранах Европы.

001