История одного экспоната. Свивальник. ГМОС ОФ- 4633/2. 2009 год

В наши дни лоскутное шитье считается видом искусства. Музеи по всему миру хранят в своих фондах многочисленные изделия, выполненные в этой технике. Губкинский музей освоения Севера не является исключением.

Сегодня в экспозиции можно увидеть разнообразные салфетки, карманы-лакомники, мозаичные панно. В том числе традиционные свивальники работы одной из участниц клуба женского рукоделия «Дочки-матери» Елены Шабаевой. Мастерица, следуя заветам наших прабабушек, в своем творчестве смогла отразить связь прошлого с современностью.

Свивальник в народных представлениях выступал связующим звеном между поколениями семьи. Исстари новорожденных и грудных детишек пеленали. Младенца лишали свободы движения, считая, что тем самым обеспечивают крохе спокойный сон и кроткий нрав в будущем. Ребенка заворачивали в холстяные пеленки и сверху туго перетягивали специальным поясом – свивальником. Пояс этот делали в лоскутной технике: от старой, поношенной одежды каждого члена семьи обязательно был вшит кусочек. Свивальник был символом рода, мощным оберегом. Опоясывая появившееся на свет дитя, обозначали его принадлежность к семье, а также хотели наделить жизненной силой предков, защитив тем самым от болезней и сглаза. Свивальник передавали, дополняя новыми лоскутами, из поколения в поколение, как дорогую семейную реликвию. Считалось, чем длиннее и красивее свивальник, тем продолжительнее и благополучнее будет жизнь ребенка.

Теперь свивальники ушли в далекое прошлое. Многие дети и подростки даже не знают, что это такое. А молодые мамочки все чаще задаются вопросом: «Нужно ли вообще пеленать малыша?» Отголоском традиции свивания являются розовые и голубые ленточки на одеяльцах новорожденных, которых счастливые папы торопятся забрать из роддома. К сожалению, эти современные «свивальники» утратили былое значение «оберега» и предназначены лишь для украшения.

 

Свивальник