Нарта мужская. ГМОС ОФ – 2440. Вторая половина ХХ века

Необъятна ямальская земля, её бескрайние просторы уходят за горизонт. Переливается снег, освещенный лучами низко стоящего солнца. Вокруг ни души. Тихо. Но вот вдалипоявился караван оленьих упряжек.

Многие часы лесные ненцы проводят на нарте – узких длинных санях, кочуя вслед за стадом круглый год. Очень легкая, удобная и в то же время прочная нарта незаменима в суровых климатических условиях. Она способна перевозить грузы и людей, весящих в несколько раз больше неё.

Нарты бывают легковые (мужские и женские), грузовые, а также предназначенные для перевозки жердей чума. Их хранят бережно, иногда передают по наследству. Происходит это редко, так как каждый мужчина старается иметь свои собственные – это показатель его зрелости, самостоятельности. В каждой нарте видна рука мастера. Первую – игрушечную – мальчик учится делать в раннем детстве. Основные детали нарты – это полозья, ножки-копылья, соединенные перекладинами, и настил для сидения или груза. Гибкость материала предотвращает появление поломок, эластичная конструкция поглощает любые удары и перегрузки – человек может ехать с комфортом, не обращая внимания на неровности дороги. Сделанная из дерева нарта позволяет хозяину легко и быстро с помощью охотничьего ножа изготовить и заменить любую деталь, независимо от того, насколько далеко он уехал от стойбища.

Оленевод всегда с собой возит оленью шкуру, ею прикрывают поклажу: топор, оружие, продукты, при необходимости небольшой груз. И сидеть на ней тепло, нежёстко.

В Губкинском музее освоения Севера можно увидеть мужскую трехкопыльную нарту, приобретенную в фонды музея в 2002 году у лесной ненки Пяк Татьяны Енксевны. Легкая конструкция обладает особым местным колоритом. Потемневшее дерево, незначительные трещины свидетельствуют о дальних, подчас сложных переходах с пастбища на пастбище, в мороз и зной, по глубоким снегам и болотным мхам.

Narta