Бубен шамана. № КП-2719. Конец XX века.

В Губкинском музее освоения Севера представлено множество интересных экспонатов. Вся этнографическая экспозиция «Соседи. Лесные ненцы» отличается особым колоритом, а экскурсия по ней всегда оставляет яркие впечатления. Но есть среди экспонатов один, занимающий особое место - ритуальный бубен шамана. Уникальный предмет был передан музею в 2004 году жителем стойбища Паяшата-Косамы Юрием Ховкувичем Пяком. Потертая кожа бубна хранит на себе следы тех времен, когда у каждого рода был свой шаман, говорящий с духами Севера…

Раньше шаманизм был одним из самых распространенных культов у лесных ненцев, а стать шаманом, как правило, мог только человек особый, «избранный духами». Обучение шаманскому искусству могло длиться до 20 лет, нередко лишь к 60 годам ученик приобретал право называться шаманом. При этом комплекс его познаний охватывал теологию и правила проведения ритуалов, лечение болезней и гипноз, а сам он должен был быть достаточно артистичным, иметь хорошую память, интуицию, воображение и определенные физические особенности. Все эти познания шаман использовал при совершении обрядов, называемых камланием. Вот как описывает лесная ненка, собирательница ненецкого фольклора, Полина Гилевна Турутина обряд с использованием шаманского бубна: «Камлания всегда происходили в чуме, в любое время дня и ночи, а продолжаться могли несколько часов. Приглашенные лица рассаживались вокруг в определенном порядке. Шаман надевал специальный костюм и головной убор, садился на оленью шкуру около костра, брал в руки колотушку и начинал бить в бубен. Удары сопровождались протяжным «Хов, хов, хов!», затем звуки затихали и духам начинали задавать вопросы. Иногда душа шамана путешествовала в мире духов, тогда он сам под аккомпанемент бубна описывал свое путешествие и разговоры с духами. Бывало, что покинутое душой тело шамана падало и лежало без движения до возвращения души».

Сегодня культ практически забыт, а таких ярких представителей этноса, как шаманы, просто не осталось, некоторые их функции выполняют в семьях старшие женщины. Наибольший урон традиционной вере лесных ненцев нанесла советская антирелигиозная компания 30-х гг. Репрессии, направленные против служителей культа, почти полностью уничтожили мировоззрение и религию лесных ненцев. Страх открытого проявления своих религиозных представлений сохраняется у этноса до сегодняшнего дня.

buben