Мещерюк Ю.В. Музей, открытый для тебя // Культура Ямала. – 2018. – № 3. – С. 34 – 36.

Двери Губкинского музея освоения Севера приветливо открыты для всех посетителей. Но, есть категория людей, нуждающаяся в особом внимании – это посетители с ограниченными возможностями здоровья. Большинство лиц с подобными проблемами имеют очень узкий круг общения, а это затрудняет их социализацию и адаптацию к внешнему, порой очень неприветливому миру. Отчасти решает эти проблемы, а также обогащает духовный мир людей с особыми потребностями их вовлечение в информационное пространство музея. Но и это далеко не все. Свежие впечатления, положительные эмоции и радость от общения помогают таким людям не только преодолеть барьеры, выстроенные социумом, но и позволяют по-новому взглянуть на привычные вещи, открыть для себя тайны истории и активизировать творческие способности и креативное мышление.

Сотрудники Губкинского музея освоения Севера давно работают с людьми, имеющими особые потребности, и активная деятельность по созданию комфортной среды для таких посетителей носит постоянный, системный характер.

В течение нескольких лет в губкинском музее работает специальная программа для людей с ограниченными возможностями под названием «Мир без границ», с каждым годом предлагающая всё больше возможностей посетителям, в числе которых особую категорию составляют люди, страдающие аутизмом.

Аутизм, или расстройства аутистического спектра (РАС) – термин, обозначающий группу расстройств развития центральной нервной системы. У каждого ребёнка аутизм может проявляться по-разному. Некоторые так и не начинают говорить, общаются, используя альтернативные способы коммуникации. У других людей с РАС развивается речь, они могут посещать школу, поступать в высшие учебные заведения, работать, но при этом у них проявляются нарушения социального взаимодействия, самые важные симптомы аутизма. Часто ребёнок ведет себя так, будто настроен «на свою волну», может не проявлять интереса к играм других детей и даже упорно отказываться от участия в общих играх. Детей с РАС бывает сложно заинтересовать чем-то, у них особое восприятие информации, часто возникают трудности с концентрацией внимания, проявляется раздражительность. 

Для детей и взрослых с РАС большую трудность представляет посещение учреждений с массовым пребыванием людей, они испытывают трудности с социальными коммуникациями и с социальным взаимодействием.

Но, несмотря на все имеющиеся сложности, и психологи, и медики считают, что дети с расстройством аутистического спектра тоже могут радоваться жизни, креативно развиваться и быть полноценными членами нашего общества. Для детей с аутизмом посещение музея – это праздник, свежие, яркие, зачастую неожиданные впечатления, благотворно влияющие на их психическое и физическое состояние.

В 2017 году в музее стартовал проект «Музей для тебя!», позволяющий особое внимание уделить посетителям с особенностями развития. Одним из направлений проекта является работа с посетителями с расстройством аутистического спектра. В ходе работы с воспитанниками государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения «Елена» в муниципальном образовании г.Губкинский» сотрудники музея пришли к выводу о необходимости коллективной творческой работы детей с РАС. Такое взаимодействие позволяет успешнее адаптировать ребят к социуму, развивает навыки коммуникации, воображение, активизирует творческие способности. Особую роль играет системность мероприятий, проводимых в рамках проекта. Встречи с воспитанниками цента и жителями города проводятся еженедельно, в летний период времени график меняется в соответствии с потребностями ребят. За время работы проекта Музей освоения Севера посетили 114 человек и 72 особенных ребёнка из этого числа подарили сотрудникам музея тепло и искренность своего общения.

Инклюзивный проект предполагает погружение в полную событий жизнь музея, посетители с расстройством аутистического спектра получают возможность посещать выставки в максимально комфортной обстановке, изучать разнообразные экспозиции, прослушивать экскурсии, лекции и беседы в удобной и доступной форме.

А чтобы было легче сориентироваться, родители и сопровождающие могут воспользоваться социальными историями, разработанными сотрудниками музея и доступными на официальном сайте учреждения. На сегодняшний день создано четыре такие истории. Социальная история «Знакомство с музеем» подробно рассказывает маленькому посетителю о том, что же ждёт его за музейными дверьми. Брошюры «Знакомство с выставкой «Природа нашего края» и «Знакомство с выставкой «Соседи. Лесные ненцы» позволяет избежать возможных трудностей при посещении постоянных экспозиций. Особую роль играет социальная история «Знакомство с выставкой изобразительного искусства», с помощью которой ребёнок с расстройством аутистического спектра овладевает универсальными навыками для посещения художественных выставок и с легкостью сможет ориентироваться в мире красок.

Конечно, ребёнок с аутизмом требует к себе повышенной заботы. Слишком яркий свет в витринах или громкий звук могут напугать чуткого посетителя. Здесь на помощь придёт сенсорная карта музея, позволяющая отследить места возможного дискомфорта. Разработанный сотрудниками музея визуальный словарь посетителя позволяет просто и быстро усваивать новую информацию, а визуальное расписание и проверочный список посетителя с РАС помогает сориентироваться в экспозиции с помощью маршрута в виде изображений и описаний основных экспонатов. Перед посещением экспозиций и детям, и родителям также оказывается полезным ознакомление с памятками «Как вести себя в музее» и «Посещаем музей». Во время самого посещения ребёнок может устать или испытать стресс. Для того чтобы спокойно восстановиться вдали от посторонних глаз и суеты, в музее предусмотрен уголок для сенсорной разгрузки, где соблюдены все условия для комфортного отдыха посетителей с РАС. В уютном уголке музея можно порисовать, почитать, поиграть с мягкими игрушками, собрать конструктор или просто посидеть в тишине, что очень важно для детей с расстройством аутистического спектра.

Специалисты Губкинского музея освоения Севера прошли обучение на вебинарах проекта «Инклюзивный музей», специально организованных для музеев, нацеленных на формирование доступной среды и повышение эффективности инклюзивных программ. Вебинары проводились при участии экспертов профильных учреждений и музеев, имеющих успешный опыт реализации инклюзивных программ.

Благодаря тщательной подготовке методистов губкинского музея, за всё время работы инклюзивного проекта «Музей для тебя!» сложностей при посещении музея у ребят с РАС не возникало. Подвижные и любознательные, доверчивые и искренние, дети с радостью посещают все мероприятия и с нетерпением ждут следующей встречи.

Ребята очень любят увлекательные обучающие фильмы и музейные викторины, где в занимательной игровой форме знакомятся с окружающим миром. Не остаются равнодушными от интерактивных кукольных спектаклей, в которых с удовольствием пробуют себя в качестве актёров.

А сколько эмоций вызвало первое занятие в студии песочной анимации! Ведь не секрет, что прорисовка даже самого простого образа в сочетании с приятными тактильными ощущениями и удовольствием от общения с доброжелательными методистами лежат в основе оздоровительного эффекта занятий песочной анимацией, гармонично сочетая работу разума, тела и души. В этот волшебный процесс дети погрузились всем своим существом – физически и психически. Дети с РАС получили возможность отразить на тёплом песке свой мир и спрятанные глубоко внутри переживания, расслабились и раскрылись эмоционально. Юные художники с восторгом прижимали ладошки к теплым экранам, знакомясь с техникой рисования песком, затаив дыхание пропускали песок сквозь пальцы и искренне радовались своим первым рисункам.

Занятия песочной анимацией так понравились посетителям, что воодушевили сотрудников музея на создание студии мультипликации «Выл,су», что в переводе с языка лесных ненцев означает «шум ветра». Ведь смотреть мультфильмы любят все, а дети с РАС смогут их с легкостью создавать! Почему именно мультипликация и анимация? Анимация - искусство, разрушающее все границы и все стереотипы изображения и движения, ведь не стоит задача сделать «красиво» или «правильно». В переводе с латинского «anima» означает «душа». Посредством мультипликации дети с РАС смогут смело выражать себя и свои чувства. Анимационный фильм несет в себе частичку души авторов. Такое одушевление свойственно детскому сознанию, и всегда воспринимается ребенком как «чудо». Сотрудники музея надеются, что проект по созданию студии детской мультипликации «Выл,су» будет реализован в ближайшее время и поможет детям с ограниченными возможностями здоровья раскрыть свой творческий потенциал и сделать первые шаги в анимации.

Конечно, посещение музея не обходится без ярких мастер-классов и арт-занятий, где воспитанники могут попробовать себя в самых разных техниках работы, поэкспериментировать с цветами и формами, познакомиться с новыми фактурами. Что только не мастерили гости музея! Игрушек-зверюшек из бумаги и объемный пейзаж в смешанной технике, объемные аппликации любимых персонажей мультфильма «Смешарики» и самый настоящий ненецкий чум из природных материалов. А сколько народных традиций узнали, разглядывая причудливые орнаменты на костюме экскурсовода под её увлекательные рассказы.

Каждое такое посещение музея оставляет след в сознании ребенка с РАС и в его душе, запоминается радостными эмоциями и яркими образами. Дети приходят в музей с радостью, очень любят арт-занятия и мастер-классы, а с каким удовольствием проводят время в детской игровой комнате! Жизнерадостные и доверчивые, эти ребята тянутся к общению, но им интересно всё изучать, трогать и рассматривать самостоятельно.

Общение с искусством становится для детей с аутизмом и их родителей своеобразной отдушиной, способствует их развитию и социализации. В будущем этих ребят ждёт еще много открытий и достижений, в которых, несомненно, им пригодятся знания и навыки, полученные на музейных занятиях. Посещение музея и участие в мероприятиях помогает детям с расстройством аутистического спектра не только пополнить словарный запас, но и дарит положительные эмоции. Весёлые, подвижные, жизнерадостные дети не всегда могут выразить свои эмоции словами, но это как раз тот случай, когда слова и не нужны, а счастливая улыбка ребёнка становится самой лучшей наградой для сотрудников губкинского музея.

1.Open for you

2.Open for you

3.Open for you