Сабитова Г.Н. VR –технологии в музейной среде // Музейный вестник. – 2018. – № 1 (16). – С.5.

В XXI веке инновации в музейной деятельности перестали быть предметом одних лишь научных изысканий и стали чем-то более повседневным и привычным. Идет в ногу со временем и Губкинский музей освоения Севера. Сегодня музей – это не просто хранитель истории и коллекций предметов старины, а современный многофункциональный культурный центр. Губкинский музей традиционно позиционирует себя как учреждение, призванное содействовать развитию и сохранению культуры округа и популяризации истории нефтегазодобывающих предприятий города.

На протяжении многих лет, практически со дня основания, музей реализует успешные, актуальные для своего времени, проекты в сотрудничестве с предприятиями промышленно-производственной сферы. В результате подобной совместной деятельности рождаются современные выставки и экспозиции, открываются новые возможности как для посетителей музея, так и для работников предприятий, нашедших себя не только на производственном поприще, но и в активной творческой деятельности.

Сегодня новой разновидностью обзорной экскурсии можно считать виртуальный тур. Технология виртуальной реальности способствует более качественному взаимодействию музея и посетителя. Уникальный в своем роде интерактивный продукт – проект «Виртуальный тур на газовый промысел», созданный на средства Гранта конкурса социальных проектов ООО «Газпром добыча Ноябрьск», стал одним из наиболее успешных партнерских проектов Губкинского музея освоения Севера 2017 года. Это уже пятый по счету грант Общества, обладателем которого является музей.

Почему именно газовый промысел выбран объектом виртуального тура? Профессия газовика – одна из наиболее востребованных профессий в нашем регионе. Составить представление о том, как добывается газ, увидеть воочию работу газодобывающих предприятий можно путем организации экскурсии на предприятие. Но обычному горожанину невозможно попасть на газовый промысел, который является закрытой территорией. Сотрудники музея нашли выход – с помощью специального VR оборудования дали возможность каждому желающему побывать на одном из газодобывающих предприятий города Губкинского.

Подготовка виртуального тура велась в течение года. Реализация инновационного проекта началась с рабочей поездки специалистов музея на Комсомольский газовый промысел – старейший и самый крупный из промыслов ООО «Газпром добыча Ноябрьск», являющийся лидером компании по добытому газу. Сотрудники музея, не имеющие профессиональных знаний в области газодобычи, сумели в кратчайшие сроки полностью овладеть базовой информацией об основах газодобычи, познакомились с работой основных производственных цехов и сложнейшего газового оборудования, а самое главное, смогли с наибольшей достоверностью передать в виртуальной экскурсии всю технологическую цепочку добычи газа от скважины до выхода его в магистральный газопровод и подачи потребителю.

Сегодня виртуальный тур представляет собой не просто виртуальную экскурсию, а современный интерактивный продукт, состоящий из красочных фотопанорам, отснятых в формате 360° со вставками графиков, таблиц, карт, исторических фотографий, поясняющих надписей, подробным аудиотекстом. Тур разработан в двух форматах – для персонального компьютера (ПК) и для просмотра в очках виртуальной реальности (VR).

Специальные технологии позволяют посетителям экскурсии, не выходя за пределы музея, побывать на Комсомольском газовом промысле — обеспечивается полный эффект присутствия. На первый взгляд кажется, что сотрудники губкинского музея сделали невозможное: создали такой продукт, который позволяет очутиться в двух местах одновременно, мгновенно перемещаться в пространстве, посетить те места, которые находятся от тебя на достаточно большом расстоянии.

С уверенностью можно утверждать, что проект «Виртуальный тур на газовый промысел» стал значимым событием в культурной жизни города Губкинского. Результат совместной работы музея и ООО «Газпром добыча Ноябрьск» - актуальный инновационный проект, который способствует популяризации труда работников газовой и нефтяной промышленности, пробуждает интерес к рабочим профессиям у подрастающего поколения, позволяет сохранить историю и повышает собственный имидж предприятий.

20