Чеботаева Н.А. Погружение в профессию // Культура Ямала. – 2018. – № 1. – С. 45 – 46.

Конкурс профессионального мастерства музейных работников Ямало-Ненецкого автономного округа, в котором приняла участие в сентябре этого года Юлия Васильевна Мещерюк, методист по музейно-образовательной деятельности Губкинского музея освоения Севера, стал для нее одновременно и профессиональным олимпом, и стартовой площадкой в музейной деятельности. Шутка ли, всего три месяца работы в музее, а уже серьезное состязание, где нужно не только показать свои знания и навыки, но и достойно представить музей. Рисковали ли мы, отправляя молодого специалиста на конкурс? Возможно. Но этот риск был оправданным - за небольшой отрезок времени Юлия настолько прониклась музейным духом, что сомнений не было - справится. И действительно, она с честью прошла все испытания, проявив свои умения в различных областях музейной сферы: от фондово-хранительской до культурно-образовательной. Наградой стал специальный диплом жюри конкурса.

Несмотря на молодость, Юлия Мещерюк довольно уверенно делает свои первые шаги в профессии. На работу в музей выпускница Южного федерального университета пришла в мае 2017 года. Два красных диплома, бакалавра и магистра естественнонаучного образования, стали ее своеобразной визитной карточкой при трудоустройстве.

Работа методиста музея не только соответствовала желаниям Юлии, но и подходила в профессиональном плане. А самое главное, совпали ее интересы и интересы администрации музея. «Я давно хотела иметь биолога в числе своих сотрудников. Сколько интересных проектов, связанных с биологией, анатомией, экологией можно развивать в музее! Нужен только специалист-профессионал, - говорит директор музея Елена Викторовна Калитенко, - и вот, к нам пришел человек, которого я ждала».

В работу нужно было включаться быстро. В небольшом коллективе, где каждый сотрудник на счету, долго раскачиваться – непозволительная роскошь. Сразу с головой погрузиться в музейную деятельность пришлось благодаря крупному музейному мероприятию «Ночь в музее», проходившему в первые трудовые будни Юлии Мещерюк. Концертные программы и кукольный спектакль, мастер-классы и выставки-ярмарки, викторины и конкурсы - везде нужно было успеть. Юля так вспоминает этот день: «Устала страшно, но испытала такой эмоциональный подъем!»

Старт дан. А дальше чередой понеслись трудовые будни - насыщенные, активные, творческие. Темп музейной жизни не дает расслабиться - сценарии и пресс-релизы, экскурсии и лекции, семинары и творческие встречи, выездные мероприятия и индивидуальные занятия, а в перерывах - отчеты и справки. Основы методической работы Юлия постигает с легкостью - в этом помогает педагогическое образование. С невероятным мастерством осваивает она музейные премудрости, семимильными шагами меряя новую для себя профессию. То, как свободно и быстро молодой специалист справляется с любой поставленной перед ней задачей, поражает опытных наставников. Молодая, активная, нацеленная на высокий результат, она не только делает все с радостью, но и заражает своей энергией других сотрудников. Как говорит сама Юлия: «Работа в музее привлекает меня своей многопрофильностью, а от возможности соприкоснуться с прошлым захватывает дух. Теперь я смело могу опровергнуть мнение тех, кто считает, что в музее сотрудники только пыль с экспонатов сдувают. Нет! Музей – это сложный механизм, это вечный двигатель. Творческая, разносторонняя музейная жизнь меня увлекает и вдохновляет, а работа методиста позволяет осуществить мою мечту - передавать людям накопленные знания, делать для них праздник и вместе с этим реализовывать мои профессиональные навыки и умения. Но это далеко не все, что я получаю от работы в музее – здесь я могу раскрыть свой потенциал, воплотить в жизнь многочисленные идеи, дать выход моей творческой энергии, и даже реализовать свой научно-исследовательский проект».

К слову, о научно-исследовательской деятельности, которую ведет Юлия Мещерюк параллельно с методической работой, стоит сказать отдельно. Вот где пригодились знания биологии. Ее проект "Флористические исследования на Ямале", направленный на изучение флоры Арктического региона, на сегодняшний день - один из интереснейших проектов музея, посвященных Году экологии и положивших начало долгосрочной культурно-образовательной программе "ЭКОЛОГиЯ". Изучение флоры и оценка состояния фиторазнообразия окрестностей промышленного центра г. Губкинского проводились с целью расширить знания о природе Арктики, показать влияние антропогенного фактора на видовое разнообразие растений исследованных территорий, повысить экологическую компетентность жителей г. Губкинского. Трудно представить, что в нашем, казалось бы, не богатом на растительность регионе, в результате полевых сборов Юлии удалось собрать более двухсот экземпляров высших сосудистых растений, подтвердить собственными исследованиями, что растительность обследованных сообществ включает в себя около восьмидесяти видов высших растений из семнадцати семейств. Среди них есть действительно редкие, не являющиеся эндемиками Пуровского района.

Одно дело собрать - другое дело составить научные описания на каждый собранный образец. Юлия за непродолжительное время провела колоссальную работу по созданию музейной коллекции северных растений. На ее основе создала виртуальный гербарий и виртуальный сборник «Непознанная Арктика». Теперь каждый желающий сможет получить исчерпывающую информацию о флоре Арктического региона на официальном сайте музея.

В свою работу наш молодой специалист вкладывает огромное желание и большую силу воли. Не всегда все получается с первого раза. Вспоминает, насколько тяжело было ей, совсем недавно переехавшей на Север из южного города Ростова-на-Дону, выучить экскурсию по исторической экспозиции «Север – судьба моя», запомнить сложные производственные термины, многие наименования нефтегазовых предприятий, в большинстве своем выражающиеся в труднопроизносимых аббревиатурах: ПНГ, НГДУ БН, УТТ и ДО, УПТО и К... А сегодня она смело оперирует этими понятиями, рассказывая посетителям о том, как развивался нефтегазовый комплекс Тюменского Приполярья, как шло строительство и развитие города Губкинского, знакомит с жизнью и бытом коренных жителей Севера.

А сколько труда было вложено в работу проекта «Академия занимательных наук». Ей, гуманитарию, пришлось осваивать сложные законы точных наук, учиться отличать математические маятники от хаотических, ставить сложные химические опыты, овладевать умениями передавать научные знания в доступной занимательной форме. «Это интересная, творческая, и, в то же время, ответственная работа, - говорит Юлия, - кроме текста экскурсии, необходимо знать еще много разнообразной информации, владеть методикой ее подачи».

В активе начинающего методиста – хорошие организаторские способности и артистичность. Юлия научилась работать с разными категориями посетителей: с рабочими и служащими, с пенсионерами и ветеранами войны, с будущими мамами и с молодыми семьями, со школьниками и с молодежью. Она умеет чувствовать аудиторию и старается соответствовать запросам посетителей и требованиям времени. Для каждой возрастной группы у нее свои способы установления контакта, свои методы. Особый подход находит к людям с ограниченными возможностями здоровья. Разрабатывая методические рекомендации для работы с детьми с расстройством аутистического спектра, с синдромом Дауна, понимает, какая ответственность лежит на ней и на других сотрудниках музея. Каждый раз, выходя к таким детям, испытывает глубокое чувство сострадания, но, отбрасывая эмоции, преодолевает себя, чтобы ни в коем случае не показать свою жалость, создать максимальное чувство комфорта «особым» посетителям. Сегодня «Инклюзивный музей» - один из глубоко продуманных музейных проектов, позволяющих молодому специалисту не только реализовать основные идеи реабилитации людей с ограниченными возможностями музейными средствами, но и выполнить одну из главных задач «не навреди!».

В музее Юлии Васильевне Мещерюк, сотруднику с небольшим опытом, готовы доверять. Залог ее успеха в том, что она полностью отдается работе, вкладывает в нее душу, понимает, что отвечает не только за себя, но от нее зависит работа и имидж всего учреждения. Открытая, добрая, веселая - она искренна в отношениях с посетителями и коллегами. «Моя цель - не продемонстрировать свою эрудицию, а организовать моей аудитории праздник, оставив у нее лишь самые яркие впечатления», - эти слова, сказанные Юлией во время выступления на конкурсе профессионального мастерства, как нельзя лучше характеризуют ее жизненную позицию и отношение к работе и людям. А чтобы мероприятия проходили на высоком уровне, она совершенствуется в профессии, изучает музееведческую литературу, постоянно находится в поиске материала, интересного для разновозрастной аудитории. «Для меня приятным в работе является постоянное стремление к саморазвитию. Хочется еще больше всего прочитать и узнать», - так говорит сама Юлия Мещерюк.

Любовь к познанию в полной мере Юлия смогла реализовать в проекте «История одного экспоната». Более тридцати статей, рассказывающих интересные истории о музейных артефактах, написаны ею и представлены на музейном сайте, часть из них уже опубликована в периодических изданиях - в историко-культурной газете «Музейный вестник» Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса И.С. Шемановского и в городской газете "Губкинская неделя". «У человека, который приходит работать в музей, должно быть не только хорошее образование, но и определённый уровень культуры, уважение к памяти людской. Я совершенствуюсь и нахожу много нового в том, что скрыто в недрах истории самых древних экспонатов. А потом… я несу свои знания людям, - с гордостью говорит Юлия, - Меня переполняет радость от того, что я не просто знаю историю моего народа, но каждый день, приходя на работу, могу коснуться этого прошлого, своими глазами увидеть его «безликих» свидетелей, узнать их тайны и рассказать другим».

12.1

12.2