Чеботаева Н.А. Детский этнографический праздник в Губкинском музее // Культура Ямала. – 2009. – №1-2. – С. 36-38.

Музей, как и любое учреждение культуры, обладает высокой степенью эмоционального воздействия на человека, в музее закладываются основы духовной культуры, воспитывается бережное отношение к истории своего региона. Сегодня Губкинский музей освоения Севера предлагает жителям и гостям города целый комплекс музейных услуг. В музее действуют три экспозиционных зала, в двух из них разместились постоянные экспозиции. Город наш небольшой, и, пожалуй, с определенной долей уверенности можно сказать, что больше половины его жителей, хотя бы раз побывали в музее и познакомились со стационарными экспозициями. В связи с этим возникает проблема: как сделать так, чтобы посетителям хотелось снова и снова приходить в музей, чтобы постоянные экспозиции не наскучили, чтобы каждое посещение музея оставалось ярким и незабываемым? Эту задачу позволяет решить использование в одной и той же экспозиции различных форм работы. Для взрослого населения сотрудники музея проводят разнообразные акции, презентации, творческие встречи. Для работы с детской аудиторией используются различные нетрадиционные формы работы, разрабатываются интерактивные и аттрактивные мероприятия. Движущей силой в организации подобных мероприятий является не только стремление увеличить посещаемость музея, параллельно выполняется и еще одна важная функция – воспитание музейной культуры посетителей, формирование у ребят потребности в общении с музейными предметами, а, соответственно, и «взращивание» своего посетителя. В числетаких мероприятий–этнографические праздники, которые проводятся на базе постоянной экспозиции «Соседи. Лесные ненцы». Желающих побывать на музейном празднике всегда большое количество: ежегодно около 500 воспитанников детских садов и учащихся начальной школы становятся их участниками.  Конечно же, стены музея не позволяют одновременно принять столько детей. Сотрудники музея нашли выход: праздничная программа повторяется несколько раз на протяжении 1-2 недель для разных групп посетителей. Таким образом, всем желающим предоставляется возможность принять участие в празднике, и в то же время каждый участник получает максимум внимания, так как группы не превышают 20-25 человек.

В основе этнографических праздников – сочетание предметногоматериала с программой, ориентированной на детскую активность, насыщенной интересными интерактивными занятиями. Ребята в непринужденной обстановке погружаются в культуру коренных жителей, соприкасаются с предметами, используемыми лесными ненцами в  быту и хозяйственной деятельности, в игровой форме постигают основы традиционных ремесел. Несмотря на свою схожесть (общая идея, место проведения), все этнографические праздники отличаются один от другого, каждый посвящен определенной теме. Таким образом, он служит не только развлечению, но и несет особую информационную нагрузку, позволяя познакомить ребят с каким-либо аспектом народной культуры: традиционными хозяйственными занятиями, играми и игрушками, искусством традиционного орнамента.

Один из таких праздников, прошедший в музее в минувшем году, был посвящен теме рыболовства. Все интерактивные занятия, включенные в программу праздника, так или иначе отражали тему рыболовства: повествование бабушки-ненки  о жизни лесных ненцев и их традиционных занятиях (демонстрация фотографий в слайд-шоу), инсценирование ненецкой сказки «Гордый карась», компьютерная игра «Тайку-путешественник» с заданием «Налови рыбы», мастер-класс по изготовлению ненецкого оберега, подвижные игры «Рыбаки и рыбки», «Щука вышла на охоту» и «Море волнуется».

Для создания атмосферы праздника, в фойе музея звучали детские песни. У входа ребят встречали мальчик Илку и девочка Никуци – герои созданного в Музее мультипликационного фильма «Тайку-путешественник». (Ростовые макеты этих маленьких хозяев стойбища лесных ненцев, изготовленные по специальному заказу музея для проведения этнографических занятий, установлены в фойе музея). Ведущая познакомила ребят с героями праздника. Ребята узнали, что Илку на языке лесных ненцев означает «надежда отца», а Никуци – «младшенькая». В зале этнографии, на импровизированном стойбище, дети встретились с бабушкой Илку и Никуци. В роли бабушки выступила сотрудник музея. Для создания образа была использована традиционная одежда лесных ненцев: орнаментированная ягушка, кисы, украшение на голову. Бабушка рассказала гостям о жизни, быте и традициях коренных жителей Севера – лесных ненцев. Ее рассказ иллюстрировался фотографиями из фондовой коллекции музея, которые в режиме слайд-шоу демонстрировались на большом экране. Затем ребятам было предложено принять участие в мини-спектакле, созданном по мотивам ненецкой сказки «Гордый карась» (авторы М. и О. Приходько). Сотрудники музея взяли на себя определенную смелость, переложив текст сказки на стихи. Автор стихов -  научный сотрудник музея Тамара Петровна Мальцева. Дети были одновременно и актерами, и зрителями, они сами инсценировали сказку в режиме театра-экспромта, исполняя роль рыб: карася, щуки, ерша и щекура. Затем ребята  поиграли в компьютерную игру «Тайку-путешественник», созданную сотрудниками Музея освоения Севера и размещенную в информационном киоске в зале этнографии, где смогли поучаствовать в виртуальной рыбалке.

Опыт показывает, что любая информация запоминается лучше, если дети выполняют что-либо своими руками. Сотрудники музея познакомили ребят с традиционным ненецким орнаментом для рыбака «крючки» и провели мастер-класс по изготовлению ненецкого оберега.

Любой детский праздник немыслим без игр. Игры вносят оживление, создают радостную и непосредственную атмосферу. Поэтому в канву праздника были гармонично вплетены подвижные игры «Рыбаки и рыбки» и «Щука вышла на охоту». Чтобы добраться до реки, ребятам нужно было преодолеть препятствие – пройти через болото, прыгая по зеленым кочкам, которые были наклеены на полу.

Ну и, конечно же, какой детский праздник без подарков? На память о празднике каждой группе сотрудники музея подарили DVD-диск с компьютерной игрой и мультипликационным фильмом «Тайку-путешественник», а также каждому ребенку вручили разовый детский абонемент на повторное посещение музея. Ведущая праздника пригласила юных посетителей прийти в музей с родителями, бабушками  и дедушками, старшими братьями и сестрами.

Подводя итоги праздника, сотрудники музея выразили уверенность в том, что новая форма работы с детской аудиторией, уже став в музее традицией, будет развиваться и дальше, воспитывая у детей и подростков потребность в изучении культурного наследия своего региона, привлекая к активному сотрудничеству с музеем.