Чеботаева Н.А. Музейный праздник как одна из форм работы с детской аудиторией // Работа с посетителями в современном музее: опыт и инновационные программы: Материалы семинара. – Ноябрьск, 2008. – С.10-11.

Город Губкинский – небольшой молодой город, средний возраст жителей  - 29 лет. Население города – около 22 тыс. человек, из них более 5 тыс. детей и подростков. Одним из важных учреждений культуры, призванным решать вопросы воспитания подрастающего поколения, был и остается Губкинский музей освоения Севера. Сегодня Музей является не только основным хранилищем ценностей, исследовательским институтом, культурным центром, но и научно-образовательным учреждением, играющим значимую роль в информировании населения об истории региона. Практически все проекты, реализуемые в Музее, направлены на посетителей разных возрастных групп и разного социального положения. Практика показала, что детская и школьная аудитория является одной из приоритетных групп посетителей музея. В 2007 году из 16 тысяч посетителей музея 9 тысяч составили школьники и дети дошкольного возраста. Для того, чтобы поддерживать постоянный интерес жителей и гостей города к музейным экспозициям, используются различные нетрадиционные формы работы, разрабатываются интерактивные и аттрактивные мероприятия. К таким мероприятиям можно отнести музейные праздники.

В мае 2007 года, в преддверии  Международного дня музеев, сотрудники Губкинского музея освоения Севера решили организовать для юных губкинцев праздник «В гостях у Тайку». Праздник «В гостях у Тайку» родился не случайно и имеет свою предысторию.

В 2006 году в Губкинском музее освоения Севера запущен этнографический проект «Тайку-путешественник» о традиционной материальной и духовной культуре малочисленного коренного народа Севера – лесных ненцев («Тайку» в переводе с языка лесных ненцев означает «берестяной короб»). На первом окружном музейном фестивале «Твоя биография, Ямал!», посвященном 75-летию ЯНАО, проект «Тайку-путешественник» стал дипломантом II степени  в номинации  «Музей и дети». Основой проекта стала переносная этнографическая мини-экспозиция «Тайку-путешественник», которая является пилотным проектом к постоянной экспозиции «Соседи. Лесные ненцы». Для проведения занятий по мини-экспозиции разработаны рабочие тетради и методические пособия, а также книжки-раскраски. Активное включение информационных технологий в музейную практику побудило сотрудников Губкинского музея освоения Севера в рамках проекта создать мультипликационный фильм «Тайку-путешественник» и компьютерную игру с одноименным названием. Мультипликационный фильм стал дипломантом II степени  в номинации  «Мастер эксперимента» на втором региональном музейном фестивале «Музейное измерение: северный формат». Компьютерная игра и  мультипликационный фильм размещены в информационных киосках с сенсорной панелью управления.

Многие маленькие жители города уже знакомы с веселым персонажем этнографической мини-экспозиции «Тайку-путешественник» и мультипликационного фильма с одноименным названием. Придя на праздник, юные посетители снова смогли встретиться с полюбившимся героем. В основе праздника – сочетание предметного материала с программой, ориентированной на детскую активность, которая проявляется в разнообразном детском творчестве, игре. Для того, чтобы каждый ребенок смог ощутить себя полноценным участником праздника, необходимо, чтобы количество участников было не более 20 – 25 человек. Для того, чтобы привлечь большее количество ребят, было принято решение повторить программу несколько раз (в режиме нон-стоп) для разных групп посетителей. Время проведения – 50-60 минут в зависимости от возраста участников. Праздник проводит методист музея, который выступает и  в роли экскурсовода, и в роли педагога, и в роли массовика-затейника. Поначалу планировалось провести праздник в один день. Но его высокая востребованность побудила сотрудников музея повторить программу несколько раз. Таким образом, праздник «В гостях у Тайку» проводился в музее в течение почти двух недель.

Для придания атмосферы праздника с самого утра вход в музей украшен разноцветными воздушными шарами. Звучит веселая музыка. Ребят встречают герои мультипликационного фильма Тайку и его добрые помощники  - девочка Никуци и мальчик Илку (макеты, изготовленные по специальному заказу музея для проведения этнографических занятий). Сначала ребята вместе с ведущим проходят в зал этнографии, где размещена постоянная экспозиция музея «Соседи. Лесные ненцы». Ведущий напоминает ребятам о том, кто такие лесные ненцы, коротко рассказывает об их жилище, образе жизни, показывает берестяной короб (Тайку) и предметы, которые в нем хранятся, рассказывает об их назначении, обращает внимание на то, что игрушки лесные ненцы тоже могут хранить в берестяном коробе. Затем предлагает ребятам поиграть игрушками лесных ненцев: метающим арканом, юлой, выл,су (в переводе – «шум ветра»). Рассказывает о том, что представляет собой выл.су и для чего она служит. Увидеть, услышать, потрогать – это хорошо. Но детям всегда хочется сделать что-нибудь самостоятельно. Поэтому после знакомства с игрушкой выл,су проводится мастер-класс по ее изготовлению. Заранее на столах приготовлены нитки и пуговицы. Ребята при помощи взрослых изготавливают игрушку, а затем все вместе раскручивают ее, пытаясь воспроизвести шум ветра. Затем на большом экране демонстрируется мультипликационный фильм «Тайку-путешественник»,  после его просмотра ребята отвечают на вопросы викторины. Пока ребята смотрят мультфильм, сотрудники музея готовят для ребят рисунки-раскраски с изображением главных героев мультфильма и цветные карандаши. После просмотра мультфильма ребятам предлагается попробовать себя в роли мультипликаторов и раскрасить героев мультфильма. Завершает праздник совместное разучивание танца Тайку. Ребята становятся в круг и под веселую песенку из мультфильма повторяют за ведущим движения. В зависимости от возраста посетителей сценарий варьируется и дополняется компьютерной игрой.

С целью привлечения семейного посетителя в Музей, по окончании праздника каждому ребенку вручается бесплатный разовый семейный абонемент на посещение музея. Проведение массовых мероприятий и праздников с участием как детей, так и взрослых стало доброй музейной традицией, способствует возрождению духовной культуры и воспитанию бережного отношения к  истории своего края.