Песни народа неща.

Вступление.

Устное народное творчество лесных ненцев тесно связано с традициями народа, отражает его жизнь, воззрения и идеалы. Возможно, фольклор народа наилучшим образом сохранился именно у народа неща, благодаря их изолированности и длительному отсутствию своей письменности (только в 1936г. открылась школа-интернат в п. Тарко-Сале для детей стойбищ). В устном народном творчестве сохранились многие черты, присущие лесному народу, ибо материальная культура исчезает быстрее, чем устное народное творчество. О мужестве и стойкости, мудрости и жизнелюбии, труде и быте узнаем мы из сказок и песен, легенд и мифов, загадок и поверий. История жизни лесных ненцев тесно связана с фольклором (устным народным творчеством). Не имея своей письменности, лесные ненцы на протяжении многих веков создавали культуру устную, вкладывая все знания и жизненный опыт в различные жанры и виды, сохраняя и оберегая традиции своего народа в виде песен, легенд, обрядов. Не имея возможности позаимствовать у других народов сюжеты, события, факты, лесной народ использовал свои наблюдения, выводы, случаи из жизни стойбища, тем самым, утвердив за собой право называться народом.

Жизнь лесных ненцев - это многовековой непрерывный труд в суровом и неприветливом сибирском крае. Лесные ненцы создали достаточно сильный традиционно-культурный потенциал. Устное народное творчество ненцев издревле привлекало внимание многих ученых и исследователей. Созданию самоедской грамматики и словаря посвятил свои исследования финский ученый М.А. Кастрен. В начале ХХ века Тойво Лехтисало (финский ученый) совершил путешествие к лесным ненцам на реку Пур и издал многочисленные работы по мифологии и фольклору ненцев («Очерк мифологии ненцев»).

В лесном диалекте исследователь и ученый Н.И. Терещенко выделяет три говора: пуровский, ляминский и нялинский. Г.И. Сергеева - лесная ненка, председатель Губкинского отделения ассоциации «Ямал - потомкам» считает, что в лесных ненцев существуют халесовинский, вынгапуровский и харампуровский говор. Головнев А.В. - исследователь культур коренных народов Северо-Западной Сибири, - ссылаясь на работы Г.Д. Вербова, приводит цитату, что "язык лесных ненцев в некоторых отношениях обнаруживает большую близость с языками энцев, нганасан, селькупов, чем с тундровым диалектом".1 Однако, сами лесные ненцы считают, что их язык более близок соседнему - хантыйскому.

Впервые я услышала о лесных ненцах в 1983 году, а в 1986 году имела возможность видеть, говорить и слушать лесных ненцев. По приглашению заведующей Пуровским районным отделом народного образования Куржевой, я перешла на работу инспектором-методистом РОНО и преподавала русскую литературу и язык в Таркосалинской школе-интернате. Наблюдая за детьми, слушая их родной язык, песни, легенды и мифы была удивлена и поражена богатейшей сокровищницей ненецкого фольклора, заинтересовавшего меня содержанием и оригинальностью формы. Часто задавала себе вопрос: как удалось такому маленькому народу не только создать, но и сохранить многие жанры фольклора? Появилось желание изучить и объединить по тематическим видам народные произведения лесных ненцев, провести видовую классификацию произведений, чтобы проследить, насколько важна песня или сказка в жизни народа, как источник сохранения культуры. На сегодняшний день я, во всяком случае, не встречала полной видовой классификации устного народного творчества лесных ненцев.

Краткий обзор фольклора по жанрам.

Богатый и разнообразный фольклор лесных ненцев соединил в себе язык простого народа и высокую философию. О своих наблюдениях об особенностях ненецкого языка в дневниках писал Г.Н. Прокофьев: «На слух юрацкая (ненецкая) речь обладает чрезвычайно характерным признаком, так что ее сразу отличишь от речи остяко-самоедской или тунгусской - почти полное отсутствие гласных и необычайный темп, основой артикуляции служит нос».2

Ненецкому фольклору свойственно употребление повторов, которые никоим образом «не засоряют» и «не обедняют» речь, а несут определенную эмоциональную нагрузку, давая возможность слушателю представить события живо, ярко, реально, сопереживать вместе с героем, сочувствовать или негодовать, радоваться или огорчаться. В произведениях устного народного творчества встречаются устойчивые, дословно почти непереводимые и неделимые выражения (идиоматические). Немаловажная роль принадлежит заглавиям сказок, песен, преданий, легенд. Заглавия содержат в себе имя героя, и зачастую слушателю становится ясно, каков будет этот герой - злой или добрый («Песня Кикиморы», «Моя жена белокурая»).

В фольклоре лесных ненцев наиболее часто встречаются жанры: песни, легенды, мифы, сказки, загадки, предания, кивы (запреты), заклинания, былины. При многоликости устных произведений лесных ненцев данную жанровую классификацию можно расширить и дополнить. Темы в произведениях устного народного творчества самые разнообразные: история рода, семьи, приключения, волшебство, быт, традиции, религия, войны и др. Герои песен, легенд, мифов, рассказов, сказок представлены как мужественные, честные, смелые, доверчивые и находчивые люди. На протяжении всей жизни колыбельная песня сопровождает человека. С самого рождения ребенок в семье лесных ненцев получает от своих родителей люльку, имя и колыбельную песню. Сколько детей в стойбище, столько и песен, рожденных вместе с появлением ребенка.

Жизнь лесного народа сама создавала условия для рождения и развития народного творчества. Учащиеся Таркосалинской школы-интерната рассказывали, как в свободные зимние вечера жители стойбища собирались в одном чуме, чтобы быть слушателями и зрителями своеобразных театральных представлений. В такие вечера песни сказителей и исполнителей были слышны далеко за пределами стойбища, а ребята воображали себя на месте героев старинных сказаний - доблестными воинами, добрыми волшебниками, богатырями, непобедимых духом, защищающими жизнь близких, родных и обездоленных. Песни переносили слушателей в удивительный мир великанов, в незнакомую страну снежного человека, к небесам, в космические дали, на планету Верховного бога Нума.

С социально-экономическим развитием Ямала изменяется не только быт лесных ненцев, но стираются из памяти старожилов отдельные элементы обычаев, традиций, культуры, уходят в далекое прошлое легенды и мифы, сказки и песни. Стоит задуматься о неслучайности возникновения фольклора на земле, о незаменимости его в человеческой культуре: как неустранима духовная жизнь людей, так невозможно исчезновение фольклора из жизни народа.

Лесной народ - наблюдательный, поэтический и певучий. Весь духовный мир народной поэзии отображает мудрость многих поколений, историю народа. В былинах, сказках, легендах, эпических произведениях рассказывается об окружающем мире, о пытливом уме и желании познать этот мир:

«В этот чум собравшиеся ходят посоветоваться,

Чистые жители земли, северной земли

Хотят услышать о жизни,

Об обитателях морей и о всякой дичи -

Как они будут?

Жители небес, где вы?

Мы будем спрашивать у вас!

Сын хозяина воды! Помоги нам!

Сын хозяина земли! Помоги нам

В этих делах, в этих думах нам помоги!»3

Мир народной поэзии возбуждает воображение, наполняет сердце непонятной таинственной тревогой. Сила духа народной мудрости - опора в самые трудные дни и годы. Хан (нарта) едет медленно, низко плывут над ней облака, ветер поет свою песню, и рождается песня о герое лесного ненецкого эпоса, умеющего летать на облаках.

О полетах среди облаков рассказывается в одной из песен, которую я слышала от детей школы-интерната:

Богатырь Тындали собрал охотников

И пошел далеко в тайгу.

Злые враги убили ночью лихих охотников,

Тындали решил отомстить врагам.

Схватил он рукой хвост белого облака

И полетел к Н,э`рм` нумгы,?

Увидел врагов с высоты неба и убил всех.

Ненецкие былины - это рассказы о военных подвигах богатырей, о самоотверженности и находчивости женщины, о приключениях героя, о борьбе с иноплеменниками или злыми богачами-хозяевами. Былины и повести лесные ненцы исполняют речитативом, без музыкального сопровождения. Многочисленные предания лесных ненцев - это кладезь мудрости, сохранивший историю родов, создание земли и всего живущего на этой земле.

Сюжет сказок разнообразен: быт и волшебство, любовь и горе, рождение и жизнь в потустороннем Нижнем мире духов, животные и человек. В сказках лесных ненцев часто встречаются такие персонажи, как оборотни, людоеды, страшилы, духи, кикиморы. В сказочных историях шуточного характера, не без едкого юмора, описываются похождения бедняка-хитреца, обманывающего незадачливого богача. Сказки для лесных ненцев были определенным талисманом: они верили, что охота будет удачной, если вечером перед охотой рассказывать сказки.

Песни лесных ненцев заслуживают особого внимания. По содержанию песни делятся на лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности – на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей.

Одинокая женщина, благодаря песне находит в себе силы, чтобы вырастить единственного сына, окружить его любовью и вниманием:

«С Солнцем-Светилом я поднимаюсь,

Нездоровится мне, но приходится огонь поддерживать, чтоб не погас,

Рыбу чистить и обед варить.

Ночью все спят, и я крепко усну в мыслях о сыне единственном,

Что силы придает мне, чтоб его вырастить».4

В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы,?«богатырские» песни и др.

Данная классификация ненецкого фольклора по тематической направленности никоим образом не претендует на окончательный и завершенный вариант. В работе я попыталась классифицировать наиболее часто встречающиеся виды песен в устном народном творчестве лесных ненцев. Песни лесных ненцев, приводимые мной в работе, в большинстве своем собраны П.Г. Турутиной, которая всю свою жизнь посвятила сбору и сохранению устного творчества своего народа - лесных ненцев.

Говорят, что песня - зеркало души народа. Что не передаст документ и не воспроизведет историк, донесет до потомков народная песня. У каждого времени свои ценности, у каждой песни - своя история. Острое и глубокое ощущение живой плоти природы, ее души, мимолетности и вечности сосуществования человека и природы делает песни лесных ненцев уникальным явлением.

Личные песни

Личные песни - это рассказ человека о своей судьбе, о событиях в жизни, о семье, об оленьем стаде, о любви, о душевных переживаниях, о священном числе семь. Личные песни у лесных ненцев самые распространенные. Сколько людей проживает в стойбище, столько личных песен мы можем услышать. Личная песня сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Мастерство, трудолюбие воспевается в личной песне: починка невода, приготовление пищи, лов рыбы, охота, обустройство чума - таковы сюжеты личных песен. Главный мотив личных песен - чувство любви:

«Моя жена белокурая.

Моя жена блондинка -

Женщина из рода Пяков.

С нею рядом словно

Солнце-Светило ходит.

Моя жена - мастерица:

Когда она шьет, ее железный

Наперсток ходит, как пружина

У ружья щелкает.

Моя жена

И меткий стрелок,

Она попадает в добычу,

Сидящую высоко на дереве.

Моя жена, когда сидит

На своей нарте

С десятью копылами из берез,

Ее губы алые похожи

На красное сукно без ворса.

Моя жена всегда нарядна,

Когда она берется за работу,

Подобен звукам грохота грома».5

Личные песни бывают разного размера - небольшие, короткие и длинные. Они передают настроение автора, индивидуальны не только в текстовом изложении, но и в интонационном, голосовом исполнении. В личных песнях зачастую встречаются повторы, которые помогают передать характер, настроение автора. Исполнитель и автор личных песен - одно и то же лицо. Лучшие варианты личных песен долговечны, некоторые живут дольше, чем автор. Галина Ильмовна Сергеева – лесная ненка, председатель Губкинского отделения Ассоциации «Ямал – потомкам» рассказывала, что после смерти своего отца она услышала его личную песню на конкурсе, который проходил в п. Тарко-Сале, и исполнительница Пяк Галина Оптаяевна объявила, что это личная песня Пяк Ильмы Мухаметовича, то есть отца Сергеевой Г.И. В личных песнях умело используются природная наблюдательность лесных ненцев, реальные сюжеты. Личные песни также выражают субъективные переживания исполнителя и автора, эмоциональны, насыщены эпитетами, сравнениями, восторженностью и похвалой.

Песни о женщине.

Множество фольклорных произведений лесные ненцы посвятили женщине. Женщина в песнях являет собой верную, преданную жену, ее отношения к мужчине чисты и искренни. Жизнь женщины - это повседневный труд, забота о семье, о детях, о домашнем очаге. Песня Нэнни Вэллы посвящена судьбе женщины-ненки:

«Трудолюбивая женщина

Ранним утром встает

И быстрее спешит на рыбалку

Наловить рыбы.

Спешит ее просушить

Ранним утром женщина встает

И спешить настрогать стружек,

Чтобы было чем вытереть лицо и руки.

Ранним утром женщина встает

И по ягоду идет,

А потом вернется и накормит ребятишек.

Она одна растит своих семерых детей».6

Часто встречаешь в литературе утверждение о том, что малые народы Севера женщину не почитали, называли ее "нечистой". Однако в фольклоре лесных ненцев немало примеров, где женщина наделена многими положительными чертами: умом, трудолюбием, смекалкой, преданностью, храбростью, верностью. В таких песнях звучит уважение к женщине, восхищение героиней:

Элеэн победила семерых злых духов.

Элеэн - младшая дочь, хорошая дочь.

Женщина являет собой верную, преданную жену, ее отношения к мужчине составляют профанацию чувства, чистоты, женственности. Женщина живет по велению сердца: любить - значит жить для дома, для мужа, для детей. Пылкость, впечатлительность героинь, способность увлекаться, сердце, жаждущее верной любви и дружбы, привязанность к своему народу, к родным местам, горячий и пылкий темперамент, влекущий к делам добрым - таковы основные сюжеты песен о женщине. В таких песнях всегда четко определена героиня, которой посвящена песня. Песни о женщине исполняются как для любимой девушки, жены, матери, так и для широкой аудитории. И сегодня еще во многих ненецких семьях сохранилась традиция, когда мужчина, размышляя о важном деле или разговоре, советуется с женщиной, при этом проводит своеобразный предварительный ритуал для того, чтобы женщина выслушала его и высказала свое мнение. Таким ритуалом является перебирание украшений или ленточек в косах у женщины.

Во многих песнях мужчина передает словами свою нежность и преданность, что в быту происходит более сдержанно, без эмоциональной окраски. Песни о женщине по своему содержанию, тематике, манере исполнения близки к лирическим песням. Язык песен о женщине эмоционален, насыщен эпитетами и сравнениями (губы - алое сукно, жена, как Солнце-Светило, кукушечка моя).

В жизни на долю женщины выпадает возможность заменить в трудовых делах и ведении хозяйства мужчину. Объем работы, которую может вести вместо хозяина женщина, бывает значительно больше, чем за нее делают мужчины. Она может быть проводником в пути, охранять оленей, ставить и проверять капканы, сети, расставлять нарты и др. Женщина в ненецкой семье - помощник и воспитатель, хороший советчик во всех семейных делах и в решении судьбы детей. Быть женщиной - это подарок от Бога. В жизни быт, воспитание детей, создание домашнего уюта и многое другое держится на хрупких плечах женщины. У каждой героини - своя судьба, своя история, своя песня. Жизнь женщины - лесной ненки - это особая страница. Ей дано судьбой в суровых условиях дарить жизнь, продолжая род, разводить огонь и никогда не молить Бога Нума ?о снисхождении и милости к себе. Изо дня в день без устали, в любые морозы и в знойную комариную пору приходится лесной ненке вставать с зарею и ложиться спать глубокой ночью. Сотни лет так было, и сегодня жизнь женщины мало в чем изменилась. В песнях лесные ненцы сравнивают женщину с Солнцем и Луной. С женским именем связаны многие образы, несущие добро, тепло, нежность, любовь. Ненецкий поэт Леонид Лапцуй сказал о женщине-ненке удивительно точные слова: «Без тебя бы очаг в ветхом чуме зачах. Пара тружениц-рук твоих все вершила вокруг. Рылась зверем в снегу, чтобы вырыть кусты. Пусть холод лих и ночи густы, - пощады у них не запросишь ты».7

Колыбельные песни.

День рожденья по ненецкому календарю отмечается всего один раз в жизни, когда рождается ребенок. Именно с колыбели ребенок начинает познавать нежные, ласковые, плавные звуки колыбельной песни. Колыбельные песни рождаются вместе с рождением ребенка и посвящаются новорожденному. Они видоизменяются и становятся более содержательными, «взрослеют» вместе с ребенком. Растет ребенок, проявляются в нем определенные наклонности, формируется характер, вырабатываются свойственные только ему привычки, и сюжет, мелодия колыбельной песни звучат по-новому. Многие из таких песен, будучи подслушаны с детства, запоминаются и передаются из поколения к поколению. Встречаются колыбельные песни-импровизации. Содержание таких песен самое разнообразное - мечты родителей о счастливом будущем своего ребенка, воспитательные цели, описание внешности и характера ребенка, родительская любовь к сыну или дочери и др. Продолжительность колыбельных песен, как и всех прочих лирических импровизаций, неограниченна какими-либо рамками. Нанизывая одну строку на другую, исполнитель "напевным" языком обращается к своему ребенку. В колыбельных песнях лесных ненцев мы почти не встречаем архаизмов, язык песни доступен и понятен ребенку. Исполнителем и автором колыбельных песен является женщина: мать (немя), сестра (не ня). На стойбище Пайсята колыбельные песни посвящают детям не только родители, но и дедушки и бабушки:

«Малыш, ты плачешь, тебе страшно,

Потому, что на улице свирепствует ветер с дождем.

Просто твоей маме с твоим рождением Солнце осветило жизнь

И на душе стало тепло и радостно.

Оно согрела тебя у своего сердца,

А ее согрела надежда,

Что ты вырастешь сильным и добрым».8

Где и как рождаются эти песни?

Мать, напевая колыбельную песню малышу, эмоционально рассказывает о своих надеждах, мечтах, сокровенных мыслях. Ей, как и всем матерям мира, хочется подарить своему ребенку самое дорогое - счастье, оградить его от тревог, болезней и горя. В колыбельных песнях авторы и исполнители всегда обращаются к ребенку: "Малыш, ты родился. Имя тебе дали "Пульку". Это означает - счастье, выходящее из берегов. Ты дитя тайги, надежда наша. Откроем входной полог чума, чтоб тебя осветили лучи солнца. Посмотри: еще не высохла роса на земле, не будем тревожить на листьях эти прозрачные капельки, может это Дух цветов, а может слезы наших рано ушедших с земли предков. Мой маленький Пульку, в этот ранний утренний миг тебе в люльку я не забыла положить камушек. Видишь, какой он кругленький, с рябинками, как яйцо тундровой пташки, он еще в люльке твоего отца лежал, без него ты не сможешь шею дикой звери переломить".9

Колыбельные песни лесных ненцев - это самостоятельные песни-импровизации, в которых слова и мелодия зависят от различных обстоятельств. Где и как рождаются эти песни? Везде и всегда, во время убаюкивания ребенка в люльке, во время выделки шкур, во время приготовления пищи, в процессе игр детей, во время кочевья и др. Слова, мелодия этих песен просты, легко запоминаются, но ни одна песня не повторяет мелодию и слова других песен. Сколько детей в стойбище - столько и песен-импровизаций колыбельной тематики:

«Я вырастил много детей.

Мою первую дочь Ольгу

Доверил я вырастить бабушке Мялю,

Которая воспитывала меня,

Когда я остался сиротой.

А Нэлю и Аллу я растил и воспитывал сам

Вместе с женой».10

По колыбельным песням можно безошибочно судить о характере ребенка, которому посвящалась данная песня. Одни песни исполняются медленно, мелодично, другие - ритмично, слова поются отрывисто, третьи - просто выговариваются медленно, сообщая о чертах и характере ребенка:

«Мой маленький Пульку,

Самый желанный из малышей,

Самый послушный из сыновей,

Самый длинноногий из мальчиков,

Удачливый охотник».11

В колыбельных песнях звучит материнская ласка, переживания за детей. В этих песнях и правила жизни, и наказы сыну или дочери, и безграничная любовь к ребенку своему:

«Матери Земли всегда хочется,

Чтобы дети жили счастливо,

Чтобы мир был повсюду,

Жизнь приносила радости.

И я завещаю тебе Землю предков,

Ты береги ее,

На этих угодьях будут жить дети и дети твоих детей».12

Дети ненцев с самого рождения воспитываются на традициях своего народа. В колыбельных песнях отражена многовековая мудрость народа.

Лирические песни.

Фольклор лесных ненцев немыслим без лирических песен. В лирических песнях автор зачастую неизвестен. Достаточно четкого представления об этом жанре нет. В лирических песнях передается внутренний мир человека в становлении, развитии, смене впечатлений, настроений, ассоциаций, взгляд героя на мир и место человека в нем, отношение к окружающей действительности и самому себе, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Для произведений этого рода литературы характерны эмоциональность и экспрессивность, волнения души, сострадание и отчаяние, восторг и блаженство, страх и ужас, усталость и ненависть. Исполняются лирические песни как для себя, так и для небольшой аудитории. По тематике лирические песни довольно разнообразны, в них передаются переживания, настроения, чувства автора. Лирические песни облекаются в форму свободную, неограниченную объемом и размером, при этом строфы строятся с помощью различных поэтических средств - эпитетов, метафор, сравнений, обращений, прямой речи, диалогов:

«Прилетели кулики на свои земли

И стали свой чум ставить.

Муж жене и говорит:

«Жена, тут люди живут, пойдем от них подальше

На высокие холмы, на дальние озера!»

Жена ему отвечает:

«Нам будет скучно без людей. Останемся!»13

Едет человек по тундре или по тайге на оленях и поет о том, что видит, о чем думает. Свои думы, мечты, чувства он изливает в лирической песне. Если эта песня нравится другим, ее запоминают, начинают петь вслед за автором. Обычно лирические песни недолговечны. Лирические песни не переходят из рода в род, они недолговечны. Ненцы полагают, что не стоит помнить их, потому что каждый способен выражать и радость, и горе своего сердца. Сочинение песни не почитается важным делом, но способность спеть ее, и спеть хорошо, считается редким и высокочтимым талантом. Голос и мелодия - главное в лирической песне, от содержания требуется, чтобы оно просто и понятно выражало обыкновенные ощущения и представления:

«Кукушечка, что ты увидела плохого у моего чума?

Я вижу вожака людей свободных.

Вот он вожак свободный

Вот я иду к нему в образе оленя вожака,

Вот две кости вместе сошлись.

У него кривая рога тверда,

У меня раскололась передняя ветка

Опять двое рог сошлись.

Я его рогатую голову в землю растоптал,

Ох силен он, я вся в поту».14

Л. Лапцуй - поэт и собиратель ненецкого фольклора, вспоминает, что иногда во время дежурства в стаде он мальчишкой разговаривал с прирученными оленями и напевал их песни. Такие моменты рождения лирической песни наблюдаются и у лесных ненцев Пуровского района. Лирические песни отличаются от других тематических видов образностью о страстной, преодолевающей все преграды любви, внутренней значительностью и величием героев.

Эпические песни.

Немаловажная роль в ненецком фольклоре играет жанр эпической песни.

В эпических песнях в поэтической форме находят отражение реальные черты хозяйства и быта ненцев: оленеводческо-промысловое хозяйство, переносное жилье (чум), транспорт (оленья упряжка), орудия труда, предметы быта (шест для управления оленями, аркан, выбивалки для одежды и обуви), одежда и украшения, социальная организация (родовой строй). В эпических песнях герой едет за семь земель в поисках невесты. Число семь - священное число у ненцев. В реальной жизни стойбища ненцев состоят из 3-5 чумов. В эпических песнях стойбища приобретают размеры гиперболические - до семидесяти чумов, а иногда и до семисот, а оленье стадо - до семи тысяч. В эпических песнях герой сражается с врагами без отдыха семь дней и семь ночей. Отличительная черта жанра эпической песни - употребление выражений "год стреляем мы", "всех убили", преувеличение. Гиперболизация свойственна эпическим песням героической тематики. В эпических песнях лесные ненцы вспоминают древние историко-героические события, прославляют силу, героизм героев, выносливость, красоту, преданность оленей своему хозяину и др. Зачины эпических песен короткие, выразительные. В зачине даются обычно перечисления действующих лиц, занятия героев:

«У старика Выя триста оленей.

У него две жены.

От двух жен у него две дочери.

Как себя помню, меня растил дед Выя».15

Часто героем эпической песни выступает оленевод.

В эпических песнях широко встречаются и фантастические образы (летающие люди, герои с крыльями). Герои идеализированы и обобщены, их речь отражает монолитность народного сознания. Мощь, сила героев подчеркивается именно орудиями труда, быта, снаряжения для охоты, для сражений:

«Тут сын хозяина Ябта Саля

Схватил железный лук.

С одного конца лука подскочил в небо.

Без задержки с шумом пошел».16

Герой эпической песни хочет сказать своим сородичам о том, что в борьбе с врагами он может погибнуть, но его род будет продолжаться:

«Есть у меня сыновья,

Которые не дадут

Погаснуть моему родовому огню».17

Эпические песни близки по содержанию и сюжету к сказкам. Они бывают героические и бытовые. В героических песнях герой сражается, защищает слабых, мстит за гибель родных, а в бытовых - ищет себе жену, невесту. Иногда в эпических песнях выступает в роли действующего лица слово-песня или сама песня:

«Около заросшей кустарником речки

Стоял маленький чум.

Слово-песня по дымовому отверстию

В чум спускалась».18

Сравнивая эпические песни лесных и тундровых ненцев, находим много общего: перечисление действующих лиц, характеристика родов героев, имущественное положение, занятия. Основная часть и сюжет эпических песен лесных ненцев включает не только реальные события, но и вымышленные. По сюжету эпические песни лесных ненцев близки с песнями других народов Сибири. Из эпических обрядовых песен можно узнать, как ведет себя муж в семье, как женщина выражает свое недовольство, каким образом проявляется ревность, ссора, интимные отношения. Исторической основой эпических песен являются легенды.

Помимо огромного фактического материала, характеризующего черты хозяйства, материальной культуры, общественного и семейного быта, ценность эпических песен и в том, что жизнь ненцев показана как бы изнутри, от лица самих ненцев. Автор эпической песни воспевает национального героя, описывает его доблестные дела, победы с врагами или злыми хозяевами, образ жизни героя. Герой идеализирован: храбрый, смелый, сильный, удалой, справедливый. Он защищает свой народ, свою землю.

Богатырские песни.

«Богатырские песни собственно значат песни великанов и намекают на первоначально мифическое значение богатырской песни. Герои-великаны в песнях изображаются страшными и жестокими людоедами, которые прежде, нежели съедят несчастного, попавшего им в руки, мучат его беспощадно, качая на железных качелях».19

Богатыри идут обыкновенно на битвы для того, чтобы снискать сердце и руку девицы; в богатырских песнях лесных ненцев говорится, что богатырей заставляет искать сражений и приключений красота девушки. Стихи песен не имеют определенной границы, певцу известно одно только содержание песни, все же остальное - случайная импровизация. В песнях богатырей часто называют по их оленям, оружию, одежде и другим внешним признакам. В богатырских песнях исполнитель старается выразить телодвижениями, мимикой свое отношение к герою, к его поступкам, к событиям, о которых поется в песне. Слушатели обычно сидят безмолвно. Хоровое пение у лесного народа не наблюдается. Богатырские песни встречаются с фантастическим сюжетом. Герои таких песен совершают полеты на облаках, обладают невероятной силой, незаурядным умом, хитростью, смекалкой. Такие песни перекликаются с песнями-легендами и песнями-мифами. Боги, духи, шаманы оживляют умерших, помогают герою выйти из загробного мира, наделяют его волшебством, силой, разумом. Ритм богатырской песни тесно связан с сюжетом:

«До лесного парня дошло,

Что война началась.

Он запряг оленей

И поехал на оленях до Сургута.

Там пересел на огненную нарту

И поехал дальше.

Не зная русского языка,

Шел на войну, разбираясь

Только глазами.

Шел за всеми,

Поднимая пыль.

Небо с землей сошлись.

А людей так было много,

Словно комаров.

В бою с двух сторон

Люди падали.

Упав, солдаты отставали от стада.

А другие шли вперед

Заслонить спиной Родину свою.

То место, где я был,

Как ночь страшно,

И нет таких слов описания у меня».20

Сюжеты богатырских песен объединяют в себе житейское, обыденное и религиозное, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала, отражают представления лесных ненцев на мир и обобщенный опыт духовного и практического освоения окружающего их мира, содержат сведения об отдельных личностях, местности, событии, о прошлом и настоящем.

Песни о животных.

Одним из видов песенного жанра являются песни о животных. Созданные фантазией народа герои таких песен представляют собой значимые явления изображаемой жизни, обобщение самых главных, характерных черт не только зверей, но и определенной группы людей. Среди песен о животных особо можно выделить песни, посвященные оленю. Олень - священное животное. И сегодня у лесных ненцев сохранились традиции по отношению к священному оленю. Ему поклоняются, его не убивают, не запрягают в нарты. Жизнь лесных ненцев зависела и зависит от оленей. Именно олени дают человеку все: обувь, пищу, жилье, одежду… Домашний олень дает уют чума, радость общения с животным миром, друг с другом, воспитывает такие качества, как уважение, трудолюбие, взаимовыручку:

«Слушайте, гости, песню мою

И дальше ее исполняйте:

Есть в нашей земле такой хор?

Передние рога его на носу -

Плоские и широкие, с острыми отростками.

И верхние рога острые,

Когда дерутся,

Другие хоры не терпят его.

Логаны, старший сын Колят, так поет Колят Логаны».21

Лесные ненцы множество песен посвящают рождению олененка. По традиции родившийся олененок несколько дней находится в чуме под присмотром человека. Это помогает ему спасаться от гнуса. Лесные ненцы окуривают чум и распевают в это время песни, оправдывая свои действия, при которых гибнут насекомые. Лесные ненцы не говорят прямо о том, что насекомые могут погибнуть в огне и дыме, а завуалированно дают понять, что насекомым или животным нужно покинуть чум:

"Скорее выходите из чума! А то от дыма испортятся и потемнеют наши одежды!"

Женщина готовит песню с момента, как только она увидела новорожденного олененка красивой масти. В момент любования олененком она вспоминает о тех, кто выходил и подарил важенку, которая принесла на радость ей и семье будущего передового оленя. «Думы ее об олене связываются и с тем, что это нежное, но строптивое животное дает человеку все - возит, кормит, одевает и сдруживает людей. А, просушивая, обрабатывая и подбирая шкуры по масти для одежды, она не печалится о том, что другого такого оленя больше нет в стаде - погиб. Во время шитья одежды она подбирает нужные слова для новой песни. Наконец, она видит человека в готовой одежде, сшитой ею, и настало время ей сочинить до конца песню, создать образ своего труда и человека-хозяина, который надежен, красив и статен, достоин, чтобы пользоваться теплом ее рук и одежды. Слова таких песен скупы, но точны, и в них выражена ее скромность:

Одежда, сшитая моими не очень быстрыми руками,

Удобна, красива,

Да и хозяин достоин того,

Чтобы носить такую одежду,

Собранную и сшитую из шкуры наших собственных ста оленей».22

Вся окружающая человека природа воспринималась как живая, одушевленная. Особенно близок ненцам животный мир. Именно с животными ненцы связывают и свое происхождение. В качестве тотема (животное - прародитель, от которого пошел род) у лесных ненцев выступает медведь или олень. Тотемное животное пользуется особым почитанием. «Если приходилось убивать тотемное животное для пропитания, то лесные ненцы устраивали празднества, во время которых пели песни-импровизации с просьбой простить за совершенное действие, уговаривали не сердиться и не мстить».23

«Песня женщины об оленях.

Мне от роду не дано носить одежду с капюшоном,

Но сто оленей хозяев моего огня - десяти Яднэ,

Каждое утро дня, в любое время года взглядом я мерю.

Прирученные олени, как дружные дети матери одной,

С радостным хорканьем мчатся ко мне.

Нежась, ласкаясь, каждый с мордочки снимает снег».24

Разумеется, фольклорный материал не отражает полностью реальной жизни, быта лесных ненцев, но в нем представлены действительно существующие представления, взгляды народа об окружающем мире.

Песни об огне.

Огонь в жизни лесных ненцев имеет символический смысл: жизнь, родная сторона, знак глубокой памяти об умерших сородичах, стойкость и мужество лесного народа. Сюжет песен об огне очень прост и правдив. Герои песни всегда относятся к огню с почтением. Огонь для ненцев - образ большой, долгой жизни, это образ родины, поэтому хранительница очага охраняет и не дает погаснуть огню. Огонь - это образ рода человеческого, их имен и фамилий. Вот почему у ненцев отношение к огню особое: ненцы не разжигают костров, где попало, кроме мест, подсказанных потребностями жизни. Это может быть в чуме, на кладбище и по краю стоянки оленей у чумов в комариную пору лета. По отношению к огню у лесных ненцев существует целый ряд правил и требований, многие из которых и сегодня соблюдаются.

В песнях о родовом огне огонь помогает преодолевать длинный и зачастую сложный путь, спасает охотников и рыбаков от холода, кормит и согревает, защищает от зверей. Мудрый старец не может не включить в свою песню об огне пожелание сыновьям своим, которым надо сохранить родовой огонь для продолжения рода: «Есть у меня сыновья, которые не дадут погаснуть родовому огню» или в другой песне лесные ненцы обращаются к огню, как к духу, как к живому человеку:

«Огонь-дух! Огонь! Ты знаешь, что у нас много запретов

По обращению с тобой.

Ты знаешь, что сидя рядом с тобой, хозяйка родового очага

Мысленно всегда ведет с тобой разговор.

Сегодня об этом я хочу сказать вслух для всех.

Огонь! Бог Солнце-Нум - самый Великий Бог.

Он зажег тебя, чтобы ты давал тепло людям,

А люди должны давать тепло друг другу».25

Огонь - главное действующее лицо в песне об огне. Он наделен качествами, присущими человеку: огонь говорит, слышит, видит, чувствует, огонь может согреть и накормить, а может и уничтожить. Лесные ненцы в песнях о родовом огне устами и действиями героя рассказывают о том, что именно огонь сопровождает ненцев с рождения и до смерти. Песни об огне эмоциональны и мелодичны. Исполняются такие песни как для себя, так и для слушателей:

«Ночь с луной, день с солнцем, звезда с звездой,

Мы со своими семьями.

Как любит Нум свою мать,

Так чтобы мы все любили друг друга

И жили дружно.

Огонь! Дай жар, мир и клад.

Чи-чи-чи»…26

Бытовые и нравственные традиции, правила поведения лесные ненцы из поколения в поколение передавали в песне.

Песни-кивы.

В бесчисленном множестве песен у лесных ненцев особо выделяются песни-кивы. Слово "кивы" (нельзя) встречается в фольклоре лесных ненцев так часто, что русскому человеку приходится только удивляться, как удается с детства этому народу не только запоминать, но и выполнять большинство запретов: «проливные дожди начнутся, если без надобности выкапывать дождевых червей, разорять гнезда или полоскать постоянно рот. Пурга начнется, если бесцельно колотить палкой по нюкам-покрышкам чума». Кивы-песни несут в себе мудрость этого народа, умение воспитывать детей примерами: «Не кидай зря камни, комья снега в водоем - ослепнешь (Бог подводного мира накажет). Деревья и ветки не ломай зря, а то произойдет трагедия. Вот один из примеров песни-кивы:

«Плавали по озеру дивные лебеди.

Вдруг старший лебеденок крикнул:

«Мама, охотник идет!»

Мать говорит: «Разбегайтесь!»

Все разбежались и спрятались,

Только маленький лебеденок, наглотавшийся камушков,

Не смог убежать.

Жалуется матери:

«Живот у меня большой, за кочки цепляется».

Отвечает мать:

«Я вам всегда говорила: жадность - тоже гибель.

Не кушайте много!»

Мораль такова: бери от природы столько, сколько необходимо,

и ни капли больше».27

Песни-кивы всегда заканчиваются моралью. Дети с самого рождения воспитываются на традициях своего народа. И песни-кивы помогают им прийти к правильным выводам, жить в согласии с природой. Кивы - это система запретов на определенные действия. Именно кивы дали начало многим социальным и религиозным нормам:

«Играли мальчики у озера,

А на озере плавали уточки.

Старший мальчик увидел, что другие дети стали пугать уток,

Ударяя по воде палками.

Стал он говорить, чтобы не делали так,

Потому, что Бог подводного мира накажет их.

А мальчики не послушались

И заболели болезнью глаз.

Мораль такова: не делай другим плохо и больно».28

Песни-кивы всегда заканчиваются поучением, моралью, наставлением.

Обрядовая песня.

Обряды, обычаи, поступки, дела связаны у лесных ненцев с мифологическими представлениями. Обрядовая поэзия лесных ненцев является поистине "золотым" фондом ненецкой культуры. Самобытность, неповторимость лесного народа раскрывается в обрядовых песнях. Этот жанр фольклора наиболее полно и реалистично раскрывает картины быта, жизни, деятельности рода, поколения, их взаимоотношения, знания. Специфика обрядовой поэзии - в диалогах, монологах, описаниях, рассказах, что заключает в себе ценность огромного фактического и исторического материала культуры народа.

В обрядовых песнях жизнь показана от лица самих героев, как бы изнутри. У лесных ненцев традиционными днями радости были приезд гостей, родных, рождение ребенка, свадьба, рождение олененка и др. Основная тема обрядовой поэзии лесных ненцев - идея мира на земле, как залог жизни рода человеческого. Сюжет знакомит слушателей с нравами и характером героев, видами традиционной одежды, с национальными спортивными состязаниями, с церемонией сватовства. Во многих обрядовых песнях главными героями выступают исполнители и авторы: жених, невеста, мать, родные, хозяева. Образы, сюжеты в обрядовых песнях помогают совершить путешествие в очень отдаленное от нас прошлое, в древность. Обрядовые песни неограниченны размером и языковыми правилами:

«Свадебная песня.

Послушай меня, брат,

Дочь мою отдал я твоему сыну с тем,

Чтоб не брать назад.

Смотри, уж жариться в дыму голова оленя,

И потому теперь не допускаются уже

Никакие перемены.

Мы на всю нашу жизнь

Вступили в родство.

Прошу, не обходитесь с моей дочерью строго.

Я учил ее жить с мужем хорошо и слушаться его.

Моя жена также убеждала ее жить в согласии.

За сим мы едем домой,

А ты, моя дочь, не смотри вслед за нами и не плачь.

Я отдал тебя этому мужу,

Чтоб ты жила и умерла в его жилье.

И вот мы, отец и мать, целуем нашу дочь

И говорим ей: "Прощай"!29

По характеру исполнения обрядовые песни разнообразны: одни - медленны, мелодичны, другие - веселые, быстрые. Слова и мелодия таких песен просты, легко запоминаются. Встречаются в ненецком фольклоре обрядовые песни с бытовой тематикой. Эту песню я записала более десяти лет назад в поселке Тарко-Сале:

«Распряги мою упряжку оленей,

Мой родной и любимый,

Я приехала из поселка Тарко-Сале.

Мои братья собрались полукругом в чуме

И решали мою судьбу:

"Почему ты гуляла и с кем ты гуляла?

Кто теперь будет кормить тебя с будущим ребенком?

Иди к тому, с кем гуляла».

Я ношу под сердцем нашего младенца,

Так прошу я тебя, распряги моих оленей».

К жанру обрядовых песен можно отнести и заклинательные песни. В этих песнях люди умоляли Бога об удаче на охоте, об избавлении от болезни, о счастливой жизни молодоженов. «Заклинательные песни основаны на вере в магическую (волшебную) силу слова. Особое чудо - действенное значение придавали "складной", "гармонизированной" речи в песнях».30

Шуточные песни.

Существует целый ряд песен, в которых герой характеризуется с отрицательной стороны, некоторые черты характера высмеиваются исполнителем и автором шуточной песни. Героями шуточных песен зачастую выступают не только люди, но и животные, птицы. Таким песням присущи приемы иронии, сатиры, насмешки. В шуточных песнях рассказ ведется в повествовательной форме. Исполнитель песни старается вызвать у слушателей смех. Герои шуточных песен часто узнаваемы слушателями, известны по определенным качествам характера, поведения или манере изъясняться:

«Моя кузина

Очень бледная на лицо и злая выражением глаз.

На мою кузину посмотреть спереди,

То она похожа на идола священной сопки,

Бледного от ветра, когда грим из крови,

Принесенного в жертву оленя,

Поедает полярное летнее солнце,

Но если посмотреть на нее сзади,

То ее голову можно сравнить с головой стрекозы,

Которая преследует свою жертву

И поворачивает ее в разные стороны.

Так просто со стороны кажется,

Что она - это засохшая щучья тушка.

Если мою кузину тронуть,

То она может стать необузданной собакой».31

В шуточных песнях образ героя нарисован живо, с реалистической многогранностью и широтой. Исключительно яркий и выразительный язык.

О каких же человеческих пороках идет речь в шуточных песнях? Лесной народ осуждает в своих песнях чрезмерное стремление войти в доверие, получить знаки внимания, почтения, не имея для того в себе соответствующих моральных и душевных качеств. В шуточных песнях автор призывает человека быть добрее, морально и психологически выдержанным, честным. В шуточных песнях часто встречаются такие выражения, как "он обиду носит на кончике носа" (о человеке, не терпящем критики), "он, как нож, наточенный для работы и правой, и левой рукой" (о сплетнике), "ходит важно, как большой начальник" (о высокомерии). Высмеивается в шуточных песнях и трусость, хвастовство, зависть, измена:

«Нет у кукушки чума.

Беззаботная кукушка.

Нет у ней гнезда и детей нет.

Яйца-то подкладывает в гнезда других птиц:

"Воспитывайте"!

Откукует свое весной кукушка,

Насладиться жизнью

И прости-прощай! 32

Использование приема иронии помогает исполнителю показать контраст между внешним миром героя и его внутренним содержанием. Шуточные песни характеризуются и серьезностью и комизмом, философскими рассуждениями и сатирическим осмеянием. Особую роль играют и названия шуточных песен - "Мой сосед", "Моя кузина", "Мой брат" и др.

Увеселительные песни (встречается название "хмельные", «застольные»).

В ненецком фольклоре можно выделить и такой вид песни, как увеселительные. Иногда их называют «застольными» или "хмельными". Название "хмельные" возможно произошло оттого, что часто такие песни исполняются в праздничные, торжественные дни, за застольем. По рассказам Г.И. Сергеевой у лесных ненцев хоровое исполнение отсутствует. Зачастую тема песни рождается в момент ее исполнения. Каждый из собравшихся в чуме старается исполнить свою лучшую песню. У каждого стойбища коренных жителей есть свои любимые увеселительные песни и любимые исполнители-авторы (солисты) этих песен. Мелодия увеселительных песен текучая, задушевная, что говорит о поэтической натуре лесного народа. Длина таких песен, как и прочих ненецких произведений устного народного творчества, не ограничена какими-либо условиями и требованиями. Увеселительные песни облекаются в форму свободную, отдельные строфы построены с помощью поэтического приема - параллелизма:

«Мать Земля».

«Ко-хо-хо. Ко-хо-хо.

Светлоголовая мать земли.

Ко-хо-хо. Ко-хо-хо.

Вверху в облаках.

Ко-хо-хо. Ко-хо-хо.

Подол только развивается.

Ко-хо-хо. Ко-хо-хо».33

Увеселительные песни близкие по содержанию к песням колорита печального, грустного: размышления о своей судьбе, об одинокой старости, о семье, о жизни:

«Еду по снежной дороге,

Пою песню,

Хореем тороплю оленей,

Спешу к своему чуму.

В чуме ждет меня муж,

Дорога дальняя покрыта снегом,

Везут меня олени, спешат,

Пока Солнце-Светило путь указывает.

Спешу домой, думу думаю

О жизни с мужем моим,

О судьбе своей размышляю».34

Встречаются в лесных ненцев увеселительные песни веселые, разгульные. Во многих песнях звуки, краски, детали предметов как бы оживают, заставляя слушателя сопереживать вместе с героями, размышлять над своей судьбой. В увеселительных песнях отражается вся история народа.

Встречаются увеселительные песни воспитательного характера. Сюжеты таких песен рассказывают о добром, честном герое, о счастливой жизни, об уважении к старшим. Рассказ ведется в повествовательной форме от имени героя или героини, свойственно этим песням употребление обращений:

«Кукушечка, что ты плохого увидела у моего чума?

Я вижу вожака людей свободных.

Вот он вожак свободный,

Вот я иду к нему в образе оленя-вожака,

Вот две кости вместе сошлись.

У него кривая рога тверда,

У меня раскололась передняя ветка.

Опять двое рог сошлись.

Я его рогатую голову в землю растоптал,

Ох силен он, я вся в поту».35

Многие увеселительные песни - это размышления героя о своем народе, о родине, о хозяйстве, об историческом прошлом:

«Мать-старушка не хочет допустить,

Чтобы погасла последняя головешка

В родовом огне до прихода своего сына,

Который долго не возвращается.

Самое главное для нашего народа -

Не дать исчезнуть нашему роду с земли».36

Встречаются песни об уме героя, о его силе, находчивости, трудолюбии, щедрости души и скромности:

«Несметная сила врагов,

Надвинувшаяся на нас,

Как огромная весенняя проталина,

Не оставила в живых даже собаки,

Привязанной к шестам чума».37

Исполнитель увеселительной песни своим пением эмоционально соучаствует в событиях, рассказываемых в песне, заставляя стойбище проникнуться печалью или радостью, осуждением или гордостью за героя:

«Я удачливый охотник.

Я женюсь на богатой девушке,

Схвачу ее вместе с землей с радостью.

Я пойду на лыжах на охоту,

Пойду и буду петь:

"Я удачливый охотник!"

Налево повернусь - песца добуду,

Направо повернусь - лису добуду.

И так я белку, дичь и волков добываю».38

Лесные ненцы множество песен посвящают теме любви:

«Я выйду замуж за бедного.

Я пойду за тебя.

Отец не пустит, скажет:

"Зачем за бедного? Они на снегу спят!"

Но не послушаю его я.

Одежды не даст - без одежды приду,

Кисы не даст - босиком приду,

Оленей не даст - пешком приду».39

Упоминание о рождении песен данного вида мы встречаем в "Путешествии по обскому Северу": "Что ж касается до песен, то правда, что они, видно, к выкладкам оных или не склонные, или не умеют, а часто слыхал у пьяных остяков и самоедцев, которые все поют то, что ему на ум узбредет, или что ему случилось, или что говорить хочет. Много я видал пьяных, которые, сошедшись, друг с другом песнями переговаривали все, что им надобно, а когда один в степи едет, то поет про степь, или про воздух, или про погоду, или что ему вздумается, без всякого складу, только голосом, куда хочет, поваживает».40

Песни с идиоматическими?выражениями.

Число песен с идиоматическими (дословно непереводимыми и неделимыми) выражениями в фольклоре лесных ненцев невелико. Тематический вид данных песен отличается выразительностью образов, употреблением метких слов и словосочетаний. Смысл идиоматических выражений в песне доступен и понятен. Четко сформулирована и определена тема песни: стремление героя совершить добрый поступок. Главными действующими лицами в песнях с идиоматическими выражениями выступают не только люди, но и неодушевленные предметы, явления природы (солнце, свет, земля). Автор песни и исполнитель выражает интонацией, выражением лица свое отношение к происходящим событиям. Мелодичность, эмоциональность свойственны песням с идиоматическими выражениями. Сюжет создается на основе реальных событий, с указанием места и времени действия и охватывает все аспекты жизни в ее многообразии:

«То Светило, что Вселенную обходит,

Невозможно назвать надоев:

Им для глаз и ради того,

Что Солнце есть жизнь,

Надо вовремя вставать».41

Подобные образные выражения встречаются в повседневной речи лесных ненцев, в географических названиях: Даптадяха - «узкая река», Лимбяяха - «орлиная река», Тарко-Сале - «мыс на развилке», Харампур - «лиственничный пур». В них выражаются уставы и правила жизни, слова любви к жизни, человеку и наказы живым и потомкам.

Песни с мифологическим сюжетом.

По представлениям ненцев, мир людей и мир богов связаны многочисленными нитями через специального человека, который занимается делами людей на земле. Таким человеком, который борется со сверхъестественными силами природы и вступает в общение с духами - покровителями, считается "тадибе" (колдун, ворожей, волшебник, шаман).В мифологии лесных ненцев понятие Нум (Верхний бог) можно выразить таким образом: небо, которое следует почитать, так как там проживает Верховный бог, который властвует над небесными явлениями и духами и дает жизнь всему земному.

В песнях с мифологическим и волшебным сюжетом народная мудрость лесных ненцев всегда несла идею мира, как залога жизни и продолжения рода человеческого. Главным действующим лицом песен о волшебстве выступает чаще всего земной житель, которому помогают духи и боги.

Богатое народное творчество ненцев, сложившееся в течение веков, многочисленные сказания о взаимоотношениях богов и героев как между собой, так и с людьми, создало арсенал мифологических образов, которые выступают против слепых сил природы:

«Нум, ты самый большой Бог.

Ты в тундре, ты в чуме,

В пути, в дороге, на небесах и на земле.

Заступись и сохрани от всякого зла,

Отведи всякую беду от моего племени».42

В песнях находим сведения по истории религии, о богатстве и многочисленности культовых обрядов, о древних обычаях и социальных порядках, о происхождении рода, Земли, животного и растительного мира. Жанр песни с мифологическим сюжетом на сегодня частично утерян лесными ненцами, а сохранившиеся в памяти старожилов песни о религии претерпели значительные изменения. Исполнителями песен о религии часто являются шаманы, а песни с волшебным, фантастическим сюжетом имеют и автора, и исполнителя. Герои в таких песнях совершают фантастические поступки - полеты в Верхний или Нижний мир, они обладают огромной силой. Боги, Духи и шаманы оживляют умерших, помогают герою выйти из трудного положения, наделяя его разумом, силой, волшебством. В некоторых песнях данного вида рассказывается о том, что умершие забирают с собой живых, а возвращение из загробного мира губительно сказывается на близких и родных умершего:

«Когда я принял образ панторогого оленя,

Я спустился по извилистым дорогам духа Смерти.

Впереди я увидел упряжку духа Смерти,

В которую собирает мертвецов.

Его упряжка мелькнула в снежном облаке.

И я помчался за ним напрямик галопом и обогнал его.

Ой! Дух Смерти заметил мою макушку,

Коварный на реке Вынга-Пур.

Бросился в воду с брызгами

И забил плавниками».43

Заключение.

Песни живут долго, в них память народа хранит все важные события своей истории, создавая удивительную летопись народа. В песне - борьба старого и нового, долговременного и сиюминутного. Сама история создания песни оказывается своеобразным эхом времени. Народная песня существует у всех народов мира. Песня – очень древний жанр устного народного творчества, ее происхождение тесно связано с трудовыми процессами. Невозможно даже перечислить все виды народного песенного творчества, настолько оно многолико. Для большинства жанров народной песни характерно строфическое строение. Для народа неща характерны повествовательные песни с многообразными сюжетными ситуациями. Повествовательная форма песен зачастую объединяется с монологом и диалогом. У лесных ненцев нет хорового исполнения песен, каждый может сочинить и исполнить свою песню.

Виды народного фольклора нелегко классифицировать. Подчас предпринятая в теоретическом исследовании классификация представляется предельно убедительной. Однако при практической жанровой классификации довольно часто происходит смешивание многих понятий: песня и былина, легенда и миф, пословица и поговорка и др. И эти затруднения понятны, ведь сам народ никогда четко их не разграничивал, а сюжеты, герои, события во многих произведениях схожи. Трудность изучения фольклора лесных ненцев связана со сложностью вопроса о жанре в целом. При определении жанра могут наблюдаться расхождения у народа – основного носителя фольклора – и у специалистов.

Сегодня мы начинаем ощущать то время, которое заставляет нас сознавать свою ответственность за сохранение не только маленького народа - лесных ненцев, на земле которого мы живем, но и исторического прошлого этого народа, сохранившегося в фольклорных произведениях.

С.К. Нарышкина

? Н,э’рм’ нумгы (ненец.) – Полярная Звезда.
? Кивы (ненец.) – запреты и правила, выработанные народом на протяжении веков.
? Нум (ненец.) – Бог неба, верхнего мира.
? Хор (ненец.) – олень-самец.
? Идиоматические выражения – устойчивые, неделимые, дословно непереводимые выражения.
1 А.В. Головнев. Говорящие культуры.// Екатеринбург: ИИА УрО РАН, 1995. - с. 71.
2 Г.Н. Прокофьев. Этнология народностей Обь-Енисейского бассейна.// СЭ, 1940. - с.96.
3 Из фондов Музея освоения Севера.
4 Из фондов Музея освоения Севера.
5 Из фондов Музея освоения Севера.
6 Там же.
7 Газета «Красный Север» №28.// Салехард. 2001г.
8 Из фондов Музея освоения Севера.
9 Там же.
10 Из фондов Музея освоения Севера.
11 Там же.
12 Там же.
13 Из фонда Музея освоения Севера.
14 Там же.
15 Из фондов Музея освоения Севера.
16 Там же.
17 Там же.
18 Там же.
19 М.А. Кастрен. Путешествие в Сибирь.// Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. - с.120.
20 Из фондов Музея освоения Севера.
21 Там же.
22 Народы Северо-Западной Сибири.// Под редакцией Н.В. Лукиной. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 1995. - с. 80.
23 Там же. - с. 80-81.
24 Из фондов Музея освоения Севера.
25 Из фондов Музея освоения Севера.
26 Там же.
27 Из фондов Музея освоения Севера.
28 Там же.
29 Из фондов Музея освоения Севера.
30 А.С. Жулева. Изучаем фольклор народов Севера.// М: МИРОС, 1997г. - с. 162.
31 Из фондов Музея освоения Севера.
32 Там же.
33 Из фондов Музея освоения Севера.
34 Там же.
35 Из фондов Музея освоения Севера.
36 Там же.
37 Там же.
38 Там же.
39 Л.Н. Айпина. А.Д. Казамкина. Песни аганских ханты и лесных ненцев.// с. Варьеган: Декорт, 1996г. - с.7.
40 Г. Новицкий. В. Зуев. Путешествие по Обскому Северу.// Тюмень: изд-во Ю. Мандрики, 1999г. - с. 182.
41 Н.В. Лукина. Народы Северо-Западной Сибири.// Под ред. Н.В. Лукиной. Томск: изд-во Том. ун-та, 1995. - с. 79.
42 Из фондов Музея освоения Севера.
43 Там же.