Искусство традиционного орнамента в культуре лесных ненцев

Орнамент (от латинского ornamentum – украшение) – это система ритмично повторяющихся элементов декора. Специфика орнамента, как одного из видов изобразительного искусства, состоит в отсутствии перспективы и намеренном ограничении плоскими и линейными конструкциями и образами. А зрительный эффект движения достигается за счет симметрии линий, дополнительно обогащенной цветовой симметрией. Как вид изобразительного искусства орнамент определяется через мотивы, их конфигурацию, сорасположение и цветовое сочетание. В построении узорных мотивов заложены точные математические закономерности.

Орнамент вписывается в контекст конкретной вещи. Выбор узорного мотива происходит согласно функций декоративно украшаемого предмета, применяемого материала и техники изготовления. Орнаментальные формы порой заменяют письменность и несут прямой смысл письма, выполняя знаковую функцию. Они, свидетельствуя об особенностях хозяйственно-бытового уклада, обладают символическими значениями, которые закреплены традициями. В узорном письме заключено видение окружающей действительности глазами самого народа и использование его ассоциативного изображения в декоре окружающего предметного пространства. Творческий процесс создания вещи и его орнаментального оформления сопоставим с поэтическим. Узорное творчество - это как песня, в которой мастерица рассказывает о самой себе, своей семье и своем народе. Рассматривая весь ансамбль орнаментированных предметов, можно выявить определенное мироощущение, и даже мировоззрение, запечатлевшее особенности социального и национального психологического склада людей, существенные черты той или иной исторической эпохи. Орнамент, таким образом, становится художественным символом самой материальной культуры.

Узоры на бытовых изделиях первоначально служили не только украшением, но и выполняли функцию магической защиты самого предмета и его владельца, играли роль оберега. Например, одежда, прежде всего, орнаментировалась по вороту, рукавам, подолу, то есть по отверстиям, через которые злые духи и болезни могли проникнуть внутрь и навредить человеку. Магические узоры орнамента не дают приблизиться злым духам и привлекают для защиты добрых покровителей. В настоящее время мотивы орнаментов служат больше украшением, чем оберегом. Но их древнее значение можно расшифровать по названиям и геометрическим изображениям. У лесных ненцев, как и у большинства северных народов, в орнаменте характерна равнозначность фона и узора. Разнообразие узорных мотивов достигается сочетанием геометрических фигур: квадратов, треугольников, ромбов различной величины и полос разной ширины. Вместе с тем такой узор всегда вписан в строгую геометрическую рамку.

У ненцев каждый цвет является символом. Белый цвет обозначает добро, благополучие, чистоту, он отождествляется с Верхним миром. Черный ассоциируется с болезнью, смертью, Нижним миром. Зеленый – цвет травы, весны и лета. Красный – цвет огня и тепла или крови – цвет зарождения жизни. Огонь, тепло, солнце и свет носили с собой люди в одежде, орнаментированной полосами сукна красного цвета. Люди - это Средний мир, он ассоциируется с многоцветием.

Каждый народ простейшие изначальные орнаментальные узоры может воспринимать по-своему, например, у северных ханты зигзаг символизирует линию жизни, а у соседних с ними тундровых ненцев он ассоциируется с чумом. Исторически каждым народом нарабатываются орнаментальные мотивы и различные их вариации, характерные только для своей культуры. Однако в процессе общения людей разных национальностей может происходить заимствование орнаментальных форм.

Декоративный орнамент в традиционной культуре лесных ненцев

Наглядное отражение многообразия традиционной культуры лесных ненцев, их мироощущение, особенности социального и национального склада наиболее образно и всесторонне, изящно и эстетично выражены в искусстве создания мозаичного мехового орнамента. Более полное представление о художественном потенциале лесных ненцев в области орнаментального искусства дают изделия, выполненные из меха, украшенные мозаичным меховым орнаментом – традиционные одежда и утварь. Первоначальный и наиболее архаичный способ художественной обработки меха у лесных ненцев состоял в цветовом чередовании разноокрашенных и мелких кусочков меха: шкурок с лапок, хвостиков, ушек лесных зверей, шкурки с ног и ушек оленя. Традиция самодийских народов, к которым относятся лесные ненцы, и по сей день запрещает выбрасывать кусочки меха, оставшиеся от раскроя шкурок - не будет удачной охоты. Эти шкурки тщательно подбирали и сшивали между собой в полотнища, которые в дальнейшем использовались для пошива одежды. Наиболее раннее декоративное оформление традиционного костюма лесных ненцев наблюдается в верхней женской зимней одежде из меха. Оно состояло из цветового чередования меховой поверхности мелких шкурок белки, выдры, которые использовались для пошива верхней становой части шубы и из широких пушистых полос меха собаки, идущих по подолу, в швы вставлялись лоскутки разноцветного сукна. Дополнительными украшениями, не связанными с конструктивными особенностями шубы, служили свободно свисающие вдоль груди, спины и рукавов кусочки меха и сукна.

Сочетание различных по цвету меховых кусочков содержало в своей изначальной форме идею ритма. При подборе шкурок мастерица не могла не наблюдать саму собой возникающую ломаную линию. Например, при сшивании шкурок с ушек создается естественный вытянутый зигзаг, а шкурки с лапок и хвостиков воспроизводят чередующиеся полосы. Ритмичность простейших узоров была подхвачена и продолжена в шахматном чередовании темных и светлых деталей меховой мозаики. Активное использование оленьего меха способствовало усложнению геометрии орнаментного мотива. Это находит объяснение в том, что из мягких кусочков меха мелких лесных зверей технологически трудоемко создавать сложный орнаментальный узор. К своеобразной игре цвета добавляется игра формы, и шахматные квадраты перевоплощаются в узоры в виде меховых полос с отростками различной конфигурации. Наложение этих мотивов на зигзагообразную структуру способствовало появлению мозаичных орнаментов хорошо известных сегодня – «оленьи рога», «заячьи ушки», «ветки березы». В основе орнаментального мотива, который используется лесными ненками, лежит обско-угорский прямолинейный непрерывный бордюр и лишь на женских сумках встречается мотив «прямолинейные розетки» в виде креста с перекрестиями. Прямолинейность характеризует излом орнаментальной линии, непрерывность – принцип построения мотива, бордюр – орнаментальную симметрию.

Лесные ненки доводили до совершенства технологию изготовления меховых изделий, применяя разнообразные цветовые сочетания меха. Умелый подбор темного и светлого меха делает каждое изделие не похожим одно на другое, и является отражением высокого эстетического вкуса народа. Огромный накопленный опыт орнаментальной традиции меховой мозаики передавался из поколения в поколение, от матери к дочери. Как отмечают северо-хантыйские мастерицы, общепризнанные специалисты в области изготовления сложнейших орнаментов, ненецким исполнительницам нет равных в искусстве цветового подбора меха.

Главенство цвета в меховом декоре лесных ненцев сохранилось и при знакомстве с новым материалом – сукном. Применение сукна способствовало значительному усилению цветовой гаммы традиционной одежды. Суконные полосы вдоль конструктивных швов на одежде заменили традицию прокладывать олений волос в швы, для усиления теплоизоляции, и способствовали появлению дополнительного вида декоративной отделки меховых изделий.

Оригинальный характер художественной отделки традиционных вещей формирует своеобразный этнический образ каждого народа. Различные фактурные и цветовые вариации меха, сукна, ровдуги, медных и костяных блях, колокольчиков, цепочек, сложных и простых узорных мотивов – все это подчинено единой цели красоты и гармонии рукотворного народного творчества. Каждый народ формирует и оттачивает столетиями свои, только ему присущие традиции художественного оформления национальной одежды. Декоративная отделка традиционной одежды лесных ненцев заключается в применении мехового мозаичного орнамента (матамъй). Художественный вид изделиям придается в результате чересполосного цветового чередования меха, в качестве декоративной отделки используются кантики из цветного сукна (красного, желтого, зеленого), проложенные между меховыми деталями орнамента. Техника изготовления орнамента - сложный и кропотливый процесс. Материалом служит гладкий и прочный мех, снятый с ног оленя - камус, светлого и темного тонов. Современные лесные ненки при работе с меховым орнаментом, если не используют берестяной шаблон, то складывают вместе мех двух оттенков, кладут на специальную доску и по мездровой стороне острым ножом вырезают орнамент. При использовании шаблона узор вырезается каждый раз из одного слоя меха. Изготовление узорных полотнищ – очень сложное и ответственное дело. Самые опытные и искусные мастерицы не пользуются предварительным нанесением рисунка, а сразу ножом по меху выводят строго прямоугольную и соразмерную друг другу орнаментальную линию. Далее светлая орнаментальная полоса меха вставляется в прорезь темной, а темная - в прорезь светлой. Свойство узорной линии таково, что обе части одинаковы по форме и располагаются зеркально друг другу. Получается мозаичный узор: белый – на черном фоне, черный – на белом фоне. Контраст светлого и темного воспринимается не как противопоставление, а как единство. Композиция орнамента выражает представление лесных ненцев о единстве и равнозначности двух начал – светлого и темного, мужского и женского, добра и зла, символизирующих свет и тьму, зиму и лето. Ритмичная повторяемость элементов орнамента отражает цикличность процессов жизни природы и человека в ней. Затем детали сшиваются нитками (тэн), изготовленными из спинных и ножных оленьих сухожилий, перед шитьем их смачивают слюной и скручивают на щеке или колене. Шов делается по мездровой стороне камуса мелким, аккуратным, не видимым для глаз стежком «через край». Между двумя меховыми полотнищами вкладываются узкие полоски из цветного сукна.

Аналогична меховой, технология выполнения мозаичных узоров из цветного сукна. Дополнительно используется способ аппликации – создание орнаментов посредством нашивания на сукно основного цвета орнаментального трафарета из сукна другого цвета. Стежок выполняется также очень мелкий, «через край». По качеству пошива и сложности орнамента определяется мастерство женщины и, нередко, прежде чем выбрать себе невесту, жених обращал внимание не на ее красоту, а на умение шить. Так, М.С. и О. Б. Приходько в книге о жизни лесных ненцев «Хомани» писали, что «раньше выдавали замуж рано, а хорошей невестой считалась работящая девушка, мастерица. Когда бабушку отдали в чужую семью, ей было пятнадцать лет, но она уже хорошо умела и шить, и еду готовить, и чум собрать-разобрать – все умела, что положено».

Технология изготовления традиционной одежды лесных ненцев

Суровый климат севера Западной Сибири диктует свои потребности в теплой, непродуваемой меховой одежде и обуви, изготовлением которых занимаются исключительно женщины. Традиционная одежда лесных ненцев шьется из обработанных шкур оленя. Они различаются по возрасту животного и используются для изготовления разных типов одежды и обуви. Шкурки новорожденных телят в возрасте до одного месяца - пыжик (таску ходюн, копа, дословно – неразвитый мех), нежные и мягкие, идут на пошив затылочной части женской шапки, мужских капюшонов, обуви и комбинезонов для малышей. Специально таких телят не забивают, шкурки снимают в результате их случайной гибели. Ценятся покровы телят в возрасте двух с половиной-трех месяцев - неблюя (няпл,юй). Они имеют густой, плотный мех, хорошо защищающий от мороза. Из неблюев шьется домашняя, верхняя мужская и женская одежда. Шкуры, снятые с взрослого животного в зимний период (постель) с длинной, густой шерстью идут на изготовление покрышек для чума и грузовых нарт, спальных матрацев. Из части шкуры, снятой с ног взрослого животного, называемой камус (пена), шьют обувь, рукавицы, орнаментированные полосы, используемые в декоративной отделке изделий из меха, камусом подбивают лыжи (л,ампа). Такой мех обладает коротким, гладким и блестящим ворсом. Лучше всего подходит осенний камус, так как он прочнее и к нему не так прилипает снег. Часть шкуры, снятую с оленьего лба (тайку) применяют для изготовления подошвы на мужскую обувь и шитья сумок. Для подошвы мужской и женской обуви используется также шкура, снятая с нижней части суставов ног – щетка (вэл,а).

Шкура оленя по своему строению состоит из трех слоев: верхний - тонкий слой наружного эпидермиса, средний слой собственной кожи и слой подкожной клетчатки. Сторона шкуры, прилегающая к туше, называется мездрой (нял,а). Технология выделки шкур для пошива одежды оттачивалась веками, это сложный и трудоемкий процесс. Занимаются выделкой женщины, как правило, в летний период. Именно в это время года шкуры легко просушить, разложив их возле чума на открытом воздухе. Чтобы обработать шкуру на мех, с мездровой стороны выскабливается только слой подкожной клетчатки, а для получения кожи или замши (ровдуги) дополнительно удаляется и наружный слой с шерстью. Скребки для выделки шкур (дячил,ьшан,) применяются разных размеров. Они представляют собой металлическое скругленное лезвие, расположенное по центру, перпендикулярно деревянной ручке. Один конец скребка острый, другой – более тупой. Сначала шкура обрабатывается тупым концом орудия, что позволяет женщине приложить больше физических усилий, не опасаясь испортить ее. Затем скребок переворачивается и острым концом шкура выскабливается уже более тщательно и осторожно – доводится до нужной степени выделки. При обработке крупных оленьих шкур применяют большие скребки, для выделки камуса – меньших размеров. Хранятся скребки в чуме на женской половине (шедя), и затачиваются самой хозяйкой.

По рассказам лесной ненки Зинаиды Ыльмовны Пяк, после того, как снятая с оленя шкура хорошо просохла, ее прямо на земле или на полу в чуме скоблят лезвием топора и разминают обухом с мездровой стороны. После первоначальной подготовки шкуру раскладывают на специальных досках для выделки (натул,шан,). Женщина садится на деревянный чурбачок, доску со шкурой устанавливает прямо перед собой так, что ее узкий конец упирается в землю. Скребок она берет двумя руками, и сильными движениями передвигаясь от центра к периферии, соскабливает мездру, шкура при этом еще больше разминается и вытягивается. Затем тщательно выделываются края. Скребок должен идти с равномерным нажимом, под одним углом, не оставляя порезов. Как правило, шкуру успевают обработать за один день, но если она большая или пришлось прервать процесс выделки, то ее натирают заготовленной заранее «красной» березовой трухой (хыльмик посама), которая обладает дубильными свойствами. Камус после этого складывают попарно - мездрой друг к другу, шерстью наружу, скатывают и оставляют на ночь в таком виде. Крупные шкуры, натертые трухой, складывают, загибая края вдоль шерстью вверх, навстречу друг другу. Сначала скатывают шкуру рулоном до половины, то же самое делают с другого края, оба рулона тщательно прижимают друг к другу и завязывают веревкой и также оставляют на ночь. На следующий день шкура по необходимости увлажняется, обсыпается мукой и скоблится вновь такими же движениями скребка, но с меньшим нажимом. Эта процедура повторяется до тех пор, пока выделываемая шкура не станет мягкой и эластичной. Толщина ее должна стать одинаковой по всему периметру. Камус же разминается руками. Выделанный камус хранится сложенным попарно шерстью наружу – так он не пересыхает. Чтобы получить замшу – ровдугу (мяляку, дословно – лысая кожа), оленью шкуру несколько дней предварительно вымачивают в воде, а потом мех выщипывают вручную. Остатки подшерстка снимают скребком. Чтобы выделать другую сторону шкуры, ее предварительно хорошенько просушивают и смазывают той же березовой трухой, тем самым повышая ее пластические свойства, прочность и мягкость. Если ровдугу планируют применять для декоративной отделки, то ее тонируют, используя свойства природных красителей: красного песчаника, сока лиственницы, ягод, сосновой трухи. Как рассказывает лесной ненец Владимир Игрумович Пяк со стойбища Дянки Кой, песчаником или трухой замшу натирают до получения красно-коричневого цвета, а из веток лиственницы или ягод предварительно готовят отвары и уже в них замачивают небольшие куски ровдуги, придавая, таким образом, им нужный оттенок. Естественными красителями лесные ненцы пользуются и в настоящее время, если нет возможности приобрести готовые красители.

Раскрой шкур на крупные вещи осуществляется на досках, служащих в чуме полом, с помощью острозаточенного ножа. Шкура предварительно складывается по месту будущего разреза, затем разгибается и разрез производится по месту сгиба одним непрерывным движением. Средняя часть шкуры (спинка) идет на пошив верхней одежды; брюшная и шейная части – на шапки, клинья рукавов и детскую одежду. Для выкраивания орнаментов используют доски для выделки шкур. Лекалами для изготовления кроя одежды и обуви лесные ненки не пользуются. Традиционная система измерения – это использование в качестве мерки собственной ладони. Ладонь является своеобразным стандартом, пропорциональным человеческой фигуре, опираясь на который можно безошибочно соблюсти не только нужный размер одежды, но и необходимое соотношение декоративных полос, опушек, обшлагов и вставок. Существуют семь основных единиц измерения, которыми и сегодня пользуются лесные ненки. Самая большая из них по длине – пядь, самая короткая – фаланга указательного пальца. Как отмечала Л. Чубарова в статье «Подбор меха. Мерки», «каждая ненецкая женщина знает, сколько пядей, фаланг пальцев нужно отложить при раскрое спинки, полочки, орнаментированной меховой полосы. Чтобы измерить длину шубы от плечевого шва до нижней широкой каймы, следует уложить пять пядей и одну фалангу указательного пальца. Ширина декоративной полосы, которой заканчивается рукав, равна трем фалангам указательного пальца. Длина подошвы для меховых сапог точно соответствует одной пяди и двум фалангам указательного пальца». По определению лесной ненки Зинаиды Ыльмовны Пяк, длина малицы по спинке равна девяти пядям, высота камуса на мужские кисы соответствует четырем пядям и одной фаланге, а если мужчина крупный, то и всем пяти пядям. Шьют меховую одежду нитками, изготовленными из ножных и спинных сухожилий оленя. Наилучшими считаются спинные сухожилия важенок , так как они лучше расщепляются на тонкие волокна. Сначала сухожилия сушат, подвешивая на веревке за толстые концы. Потом «теребят» - разделяют на волокна. Сухожилия с передних ног оленя используются в основном для шитья покрышек чума и летней обуви. Они толще и практичнее спинных сухожилий. Нитки для шитья одежды изготовляют только из сухожилий, взятых со спины оленя. Хорошо просушенные сухожилия осторожно разделяют пальцами на тонкие волокна, скручивают ладонями рук о щеку или колено, чтобы они не «мохрились». Длина каждой нити для пошива одежды равна 40-45 см., по толщине они бывают не толще фабричных ниток малых номеров, но отличаются большой прочностью и эластичностью. Во время шитья их предварительно смачивают водой или слюной, тем самым повышая эластичность жильной нити. После высыхания она как бы стягивает шов, усиливая его прочность. По рассказам З.Ы. Пяк, сейчас оленьими сухожилиями сшивают только детали обуви и меховых рукавиц, так как сухожильные нити при увлажнении не растягиваются, а набухают, не давая влаге проникнуть сквозь шов. Для пошива одежды, сумок и меховых покрытий для чума (нюков) используют капроновые фабричные нитки, натирая их пластилином, чтобы нить при шитье не мохрилась и не растягивалась. Для хранения жильных ниток лесные ненки используют специальные приспособления, сшитые из бересты (тынувшан, дословно – берестяной сверток). Они представляют собой прямоугольные берестяные полотнища размером примерно 40х60 см, имеющие с одного конца завязки. Пучок жильных ниток вкладывается с противоположной стороны, береста сворачивается в рулон и завязывается. Иглы для шитья используются фабричные (хайтул,авш,) различаются большая игла (лычеэй) и толстая (дюллак).

Техника шитья весьма проста. Помимо сметки существует всего лишь один вид шва – через край. Шьют, сидя с вытянутыми вперед ногами. Металлический наперсток надевается на указательный палец правой руки. Раньше наперстки делали из кости или шили из ровдуги. Шьют иголкой к себе через край, по левой стороне, сложив два куска шкуры вместе. Если между ними прокладывается сукно, то с левой стороны его почти не видно. При шитье длинного шва, например, при пошиве малицы, шкуру сначала сметывают, а затем прошивают стежком «через край». Предварительные стежки потом обязательно удаляются. Существует поверье: если старшая женщина наживила, а молодая сшила и не удалила нитки от сметки, оказалась неаккуратной, поленилась, то последняя может ослепнуть. При раскрое одежды стараются, чтобы было как можно меньше швов, такая одежда более прочная и непродуваемая. У кочующих лесных ненцев домом является переносное жилище – чум, а иногда и сама тундра, если ночлег предстоит прямо на снегу. Как отмечал А.В. Головнев в работе «Говорящие культуры», «чум – это самая верхняя из одежд для всей кочующей семьи». Индивидуальная одежда лесного ненца – это его «маленький чум», создающий свой микроклимат. Последовательность надевания зимней одежды та же, что и укладка меховых покрышек чума: сначала на голое тело надевается обращенная мехом внутрь малица, также как и внутренняя покрышка (мю’ша), затем просторный кумши-гусь, мехом наружу, так же, как внешняя (нюк дедя). Обувь также состоит из двух слоев – внутреннего, чулки мехом внутрь (топак) и наружного (пема’). Одеждой вместо чума особенно часто приходится пользоваться оленеводам, которые ночуют в открытой тундре, рядом с оленьим стадом. Для такой ночевки, прямо на снегу, строится «куропаткин чум» (кончеэй-мя’). Прежде чем устроить себе кончеэй-мя’, нужно снять пояс и затянуть его в районе опушки подола малицы – получится своеобразный спальный мешок. Подобный ночлег не считается происшествием, напротив, это обыденно для оленевода, порой проводящего несколько дней вдали от чума.

Мужская одежда

Лесные ненцы до настоящего времени, особенно в зимний период, носят традиционную одежду, хорошо приспособленную для кочевого образа жизни в условиях северного климата. Зимняя мужская одежда состоит из малицы и меховой обуви. До появления брюк фабричного производства для мужчин шились замшевые (ровдужные) штаны. В фондах Музея освоения Севера имеется малица (мюй), которая представляет глухую без разреза верхнюю одежду, сшитую из оленьих шкур мехом внутрь. По покрою она напоминает просторную рубаху, доходящую до колен, причем, переднее полотнище сшито, согласно традиционной технологии, несколько короче заднего. Малица имеет пришивной капюшон, заменяющий мужчине шапку. При помощи продернутой по краю тесемки можно сужать или расширять отверстие, обрамляющее лицо. Капюшон сшит двухслойным (мехом наружу и внутрь) из меха пыжика темного цвета. Иногда лесные ненцы при пошиве капюшона используют мех выдры. При этом считается красивым капюшон темного или даже черного меха. По подолу малицы пришита опушка пантатт, пантат’ – полоса темного меха осеннего теленка шириной 20 сантиметров, в некоторых случаях для подола используют летнюю шкуру взрослого оленя. Пантат’ шьется двусторонней (мехом наружу и внутрь), делается это с целью утяжеления нижнего края одежды, а также из практических соображений - мех лучше отталкивает снег, подол не намокает и не портится, тем самым продлевается срок службы самой малицы. В качестве дополнительной декоративной отделки над опушкой нашито три полоски сукна (желтого, зеленого и красного цвета). Особенностью малицы лесных ненцев является наличие спереди шва. По мнению многих исследователей, это является свидетельством бытования в прошлом мужской распашной одежды. Все конструктивные швы, в том числе, и центральный, декорированы полосами сукна красного цвета. К рукавам наглухо пришиты рукавицы из камуса (н,опа) мехом наружу. На запястье, выше ладони, они имеют прорезь для того, чтобы можно было при необходимости освобождать руки от рукавиц. Покрой малицы – довольно широкой в верхней части, и особый покрой рукавов, образующих широкую пройму, дает свободу движений и позволяет мужчинам, не снимая одежды, высвободить руки из рукавов, чтобы поправить лямки кисов и вынуть из пазухи, являющейся своеобразным складом, патроны, спички или табак. В одежде лесных ненцев конструкция швов сложная, проверенная временем и суровым климатом – в них закладываются пористые материалы. Ранее использовался подшейный волос оленя (вел,ой), длинный и прочный. Современные уплотнители – суконные полоски разных цветов, обычно сложенные в два-три слоя, делают шов эластичным, подвижным и одновременно плотным и непродуваемым. Такой шов не просто надежен – он служит украшением и декоративной отделкой одежды. Использование для пошива верхней одежды оленьего меха обусловлено его прекрасными теплозащитным свойствами. Малицу шьют мехом внутрь, надевая на голое тело. Пористый мех создает стабильный воздушный зазор между телом и мездровым слоем шкуры. Длинный, полый внутри волос оленьего меха, прилегая к телу человека, создает свой микроклимат, сохраняя тепло, благодаря способности малой теплоотдачи. Во время движения мех постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению, что также повышает его теплозащитные свойства. При контакте с кожей мех впитывает чрезмерную влагу, очищая поверхность кожи от шлаков. Причем основная верхняя часть меха всегда остается в чистоте и продолжает выполнять свои главные теплозащитные функции. Кожа человека также остается чистой и эластичной. Когда малица со временем становиться тяжелой из-за скопившейся внутри меха грязи и перестает греть, ее меняют на новую. Для предохранения малицы от загрязнения и сохранения ее внешнего вида, поверх малицы носят маличную рубаху (мюй тан,ка). Она шьётся без капюшона из сукна (ной) или другой плотной ткани различных расцветок. Маличная рубаха по покрою схожа с малицей – перед кроится несколько короче спинки, обе части шьются из цельных, книзу слегка расширенных кусков, рукава – расширенные к пройме, с ластовицами. Иногда по горловине, обшлагам рукавов и подолу наносится способом аппликации декоративная суконная отделка в виде простого геометрического орнамента. В фондах Музея хранится суконная маличная рубаха зеленого цвета, в качестве декоративной отделки использовано красное сукно: по обшлагам рукавов и подолу пришита полоса шириной 2 см, а ворот орнаментирован треугольным рядом способом аппликации.

Малицу носят с наборным поясом (ни,виддя, дословно – поясничная веревка), являющимся одним из главных атрибутов мужской одежды лесных ненцев. Ни,виддя делается из сыромятной коровьей кожи и украшается медными или резными костяными бляхами и накладками различной формы. На поясе нет ни одного лишнего предмета – все самое необходимое и постоянно используемое в работе. Справа к поясу подвешивается на цепочках или кожаных ремешках орнаментированный нож (кал,л,) с ножнами (кал,л,ше). Без ножа не разделаешь оленью тушу, не изготовишь нарты, нож – это и столовый прибор, ведь в меню лесных ненцев обязательно входит сырое мясо и рыба, а зимой - строганина. Нож – главный предмет на мужском поясе. Нахождение его справа обусловлено посадкой мужчины на нарты с левой стороны. Правую ногу он закидывает на нарты, а левой опирается на полоз. Погоняло-хорей (нал,ян,пан,к) удерживает левой рукой, повод от оленьей упряжи - правой. Таким образом, нож, находясь, справа на поясе при посадке на нарты и во время езды защищен от механических ударов и повреждений. В ножны не попадает снег, нож из них не выпадет. Направление рукояти назад объясняется удобством и быстротой извлечения ножа из ножен. Материалом для изготовления рукояти ножа и ножен служит олений рог, бивень мамонта или древесина. А.В. Головнев отмечал, что «при изготовлении мужского ножа лесные ненцы не делают предварительно несколько заготовок. Решив сделать новый нож, они делают его от начала до конца. Процесс его изготовления по представлениям лесных ненцев – это своеобразный ритуал, от исполнения которого мастер должен получить наслаждение, только тогда нож принесет удачу на охоте». Декоративная отделка ножен и рукояти ножа заключается в нанесении резного геометрического орнамента, иногда в черенок рукояти набивают медные клепки или фрагменты гильз, реже встречается инкрустация оловом. Умением изготавливать ножны с инкрустированными черенками (кал,л,шен, веш’а) обладают не многие лесные ненцы. Иногда можно увидеть на мужчинах деревянные ножны, обтянутые кожей и декорированные медными ажурными или чеканными накладками. По рассказам лесной ненки П. С. Алиуллиной (Пяк), ей встречались мужские пояса, украшенные костяными цепями. Искусство изготовления костяных цепей в настоящее время практически утрачено, их заменили медные цепи. Медь, используемая в художественном оформлении традиционных предметов быта или одежды, помимо декоративной функции выполняет также роль оберега.

Слева на поясе подвешивается брусок для заточки ножа (шйдя, шидьдя) в нарядном кожаном чехле (шйдян,ше), а посередине - на цепочках амулеты-обереги, в качестве которых используются оленьи рога, клыки, лапки или когти промысловых животных, гильзы от патронов. Но самым «сильным оберегом» считается клык медведя (аппын, чим). Лесные ненцы верят, что именно он приносит удачу на охоте и защищает от злых духов. Чехол для точильного бруска шьется из сукна, иногда его основная часть - из оленьей ровдуги. Лицевую сторону декорируют суконными орнаментированными вставками, украшают бисером, для окантовки используют кусочки длинноворсного белого оленьего меха. Встречаются чехлы, выполненные из коровьей сыромятной кожи. Для их декоративной отделки используют медные пуговицы (лон,ку’) и клепки. У лесных ненцев бытует поверье, что этот мешочек для хранения точильного бруска олицетворяет мужскую селезенку и всегда должен быть полным, иначе хозяин может заболеть. Отправляясь на промысел, мужчина дополнительно может подвешивать слева к поясу на общее кольцо рабочие инструменты: шило (н,утан, пал,ъйн,), рубанок для обработки круглых деталей, деревянные палочки с зарубками, которые служат своеобразной записной книжкой. Шило необходимо для подгонки упряжи, без него не развязать ременные узлы, особенно в дождливую или морозную погоду. Деревянную «записную книжку» каждый оленевод изготавливает на свой лад. Бывает она различной формы, а нанесенные засечки говорят хозяину о том, сколько в стаде важенок, хоров, телят.

Пояс спереди застегивается на тяжелую, с прорезным узором, медную, иногда костяную пряжку (нимал,а), состоящую из двух одинаковых половин. На одной находится припаянный крючок, на другой - отверстие, в которое вставляется крючок. Поясные пряжки – предмет щегольства и гордости хозяина. У современных лесных ненцев, особенно молодых мужчин, встречаются медные пряжки с нанесенной декоративной отделкой способом чеканки. Узорные мотивы, используемые для чеканки: медведь, бегущий олень или простейшие геометрические формы. Накладные поясные украшения (ни,виддя веш’а) - костяные (л,эй) или металлические (н,ял,амай) располагаются на наружной стороне пояса и крепятся к нему с помощью кожаных ремешков. Количество их должно быть нечетным, а место размещения на поясе строго определенным. Наиболее ранние черты декоративного убранства мужских поясов – это использование костяных ажурных накладок и частей тела животных. В фондах музея находится мужской пояс, все декоративные накладные элементы, включая пряжку, ножны, рукоятку ножа выполнены из рогов оленя. Иногда лесные ненцы используют лосиные рога. Сам процесс изготовления костяных ажуров начинается с подбора качественного материала. Рог должен быть крупный в диаметре, без щербинок, с хорошей гладкой поверхностью. Далее его распиливают специальной ножовкой по кости (тэхэнамэтта пила) на небольшие одинаковые фрагменты, соответствующие высоте будущих украшений, их в свою очередь распиливают вдоль на две части. Чтобы было легче обрабатывать костяную поверхность, все заготовки помещают на некоторое время в воду. После размягчения на внутреннюю сторону наносят геометрический рисунок будущей бляшки и затем вырезают ножом. Исходный природный материал задает резным пластинам выпуклую поверхность, а наносимые узорные мотивы соответствуют традиционным орнаментальным формам. Позднее в отделке стали применяться медные отливки с изображением антропоморфных фигурок или ажурных уголков-сердечек с круглыми или квадратными отверстиями. По традиции пояс нельзя бросать, где попало, обычно его кладут возле постели. Редко можно увидеть мужчину без пояса, который является не только элементом украшения одежды, но и атрибутом его материального благосостояния. Отец своему сыну изготовит пояс, как только тому исполнится пять лет. К 14-15 годам каждый юноша эту главную часть мужского костюма делает себе сам, соблюдая основные каноны и правила. Пояс носят с раннего детства и до конца жизни.

В морозы, пургу поверх малицы лесные ненцы надевают меховую шубу (кумши), известную среди русскоязычного населения также под названием «гусь». В фондах Музея хранится гусь, сшитый на стойбище Дянки-кой. Кумши, в отличие от малицы, сшит мехом наружу, ворсом вниз. Как правило, для пошива становой части используется шкура белого цвета, снятая с оленя в осенний период. Шуба из меха белого оленя считается «самой красивой», но при отсутствии белого меха шуба шьется из темного меха взрослого оленя. Иногда для пошива кумши используются шкуры неблюя или взрослого оленя, снятые в зимний период. Покрой этого вида верхней одежды также отличается от покроя малицы. Кумши не имеет рукавиц, но имеет капюшон, по краю которого пришит длинноворсный олений мех, на пошив затылочной части капюшона используется шкура с головы оленя. Цвет меха на капюшоне совпадает с цветом меха всей одежды. Основной подход в декоративной отделке данной одежды – вшивание в боковые швы спереди и на спинке полосок сукна красного, зеленого и желтого цветов и белого оленьего меха. Спереди в нижней части стана слева и справа - вставки из двух полотнищ темно-коричневого меха. По подолу проходят две узкие полосы темного меха. На манжетах мех обращен внутрь, а снаружи обшлага обшиты широкой полосой суконного орнамента: по основному зеленому фону нанесена узорная лента желтого цвета, а вся декоративная полоса окантована красным сукном. Характерно, что сочетание цветов, сукна на манжетах и подвесных декоративных полос, используемых при отделке, совпадает. У лесных ненцев красивым считается кумши из белых неблюев, но может использоваться и темный мех взрослого оленя. Носят кумши без пояса, он является одеждой для улицы, и в чум обычно его не вносят, а оставляют на нартах. В случае остановок в пути он заменяет спальный мешок, и в нем ложатся прямо на снег.

До знакомства с современной одеждой в качестве домашней одежды и одежды для сна мужчины использовали распашную женскую одежду – ягушку. В чуме мужчина, как правило, снимает с себя малицу, оставаясь при этом обнаженными до пояса, уличную меховую обувь меняет на домашнюю, в качестве которой служат старые меховые пимы (мякша). Пояс сворачивает и кладет в изголовье своей постели. Ложась спать, он укрывается женской ягушкой-покрывалом (мякша тон). Таким образом, заходя в чум, мужчина становится мякэ (домашним, чумовым) и отдается полностью под покровительство женщины. Единственной нижней одеждой для мужчин раньше были штаны (пи’мя), которые шили из ровдуги или пыжика мехом к телу. Верхняя часть штанов разреза не имела, на талии они поддерживались с помощью шнурка из ровдуги. Штанины спускались значительно ниже колен и заправлялись за голенища меховых чулок. От пояса опускались два ремешка (пути) с металлическими кольцами, к которым привязывалась обувь. Современные лесные ненцы помимо описанной выше пользуются фабричной одеждой: носят спортивные штаны, футболки, свитера, носки, нижнее белье. Летняя мужская одежда мало чем отличается от зимней. Верхней одеждой служит обычно поношенная малица, часто почти лишенная меха, суконная и практически вышедшая из употребления ровдужная одежда, простого рубашечного покроя. Капюшон летней одежды носят откинутым, оставляя голову непокрытой даже в прохладную погоду. Летние штаны шьют такого же покроя, что и зимние, только из ровдуги.

В зимний период лесные ненцы носят традиционную двухстороннюю меховую обувь, известную среди русскоязычного населения под названием кисы (пема), которая характеризуется высоким, на всю ногу, косо срезанным вверху голенищем, состоящим из четырех-семи полос камуса. Голенище пришивается к подошве при помощи двух рядов союзок: нижнего, огибающего всю ступню от пятки до носка, и верхнего в виде клинышков разной длины в трех передних полосах камуса. Состоит обувь такого типа из меховых чулок-чижей (топак), которые шьются мехом внутрь из телячьих зимних шкур, и кисов (пема), сшитых из камуса мехом наружу. О многослойности традиционной обуви свидетельствует старая загадка племени Айваседо: «выходя на улицу – ныряет в товарища». Крой меховых чулок состоит из трех частей: голенища, головки и подошвы. Ворс на деталях кроя срезается ножом. Шов выполняется со стороны мездры стежками «через край». Пимы - незаменимая обувь в условиях северного климата. Шьют их одинаковыми на обе ноги. А форма правого и левого сапога формируется произвольно, в процессе носки. Подошва делается обычно из щетки оленя (вэл,а) – кусочков камуса с ворсом, обрамляющих копыта животного. Иногда для изготовления подошвы используется мех снятый со лба оленя. Ворс на подошве располагают в противоположном движению направлении. Выбор используемой для пошива обуви шкуры не случаен – это шкура с самым толстым слоем кожи и самым прочным ворсом. На щетке олений волос упругий, закрученный по спирали, благодаря этому снег не прилипает к подошве и она не скользит. Главное достоинство обуви состоит в ее водонепроницаемости, которое достигается в процессе копчения. Для этого, прежде чем приступить к шитью, детали складываются по две мехом внутрь и сметываются, затем развешиваются над очагом. После длительного копчения кожа становиться плотной и без пор. Детали кроя сшивают между собой сухожильными нитями. Когда изделие полностью готово, его выворачивают мездровой стороной наружу и вновь подвергают копчению. Повторная термическая обработка швов еще больше увеличивает их плотность и водонепроницаемость.

По способу декоративного оформления мужская обувь подразделяется на 4 основных типа. Первый тип (матамы’ пема’) - обувь с узорами, оформленная полосами меховой мозаики из двухцветного камуса в центральной и боковой частях голенища. Это самый яркий в декоративном насыщении вид традиционной меховой обуви. Второй тип (патмы пема) - обувь, имеющая в швах на голенище от трех до семи узких без узоров полос камуса. Оформление обуви третьего типа (дял,уты пема) состоит в чередовании темных и светлых полос камуса. Четвертый тип обуви (пема чен,как) шьется с неорнаментированной центральной полосой на голенище, единственным украшением которой является контрастная по цвету ромбовидная вставка на носке между союзками. Дополнительная декоративная отделка обуви этого типа состоит из вставленных узких полосок цветного сукна в швы передней полосы камуса от союзок до колена, иногда в верхний шов союзки. Пимы подвязываются с помощью кожаных ремешков к поясу и под коленом кожаным или плетенным из разноцветной крашеной шерсти шнурком (чеэм). Данная деталь декора характерна только для мужской обуви.

Встречается и другой вид мужской меховой обуви, которая шьётся из камуса темного цвета, мехом наружу, без орнаментальной отделки (кумпали пема или капин, н,айваку, дословно – селькупская голова). Её крой состоит из кососрезанного в верхней части голенища, головки и подошвы. Голенище состоит из восьми полос камуса, причем четыре передние полосы значительно короче задних из-за высокой головки. Используется такой тип обуви для повседневной носки. Для декоративной отделки в швы передних полос камуса и головки вставляются полоски сукна. По рассказам П. С. Алиуллиной (Пяк), подобную обувь раньше шили из лосиных камусов, называлась она унты. Со стороны мездры их пропитывали серой, а использовали во время зимней рыбалки вместо непромокаемых сапог. Меховая обувь требует тщательного ухода, особенно важно, чтобы она была всегда сухой. Кроме вышеописанной, у лесных ненцев есть и другой вид обуви из камусов – бурки, которые считаются домашней обувью.

Традиционная летняя обувь (тан,н,ат) шьется из обработанных кусков оленьей ровдуги (замши). Крой состоит из трех частей: поршня – куска камуса, выкроенного значительно больше очертания ступни; носка – союзки треугольной формы, покрывающей пальцы и подъем; голенища, состоящего из цельнокроеного куска ровдуги без скоса. Поршень загибается кверху сборками, а к нему пришивают носок и голенище. В шов закладывают ремешки в форме петли, по три с каждой стороны ступни, в которые продевается ровдужная завязка. Сквозь петли ремешок продевается сзади, обматывается вокруг голени и завязывается спереди. С его помощью летняя обувь плотно удерживается на ноге. Как отмечал А.В. Головнев, «ровдужная обувь с поршневидной головкой аналогичного покроя встречается у хантов, селькупов, кетов и части эвенков. И она имеет определенный ареал распространения. В летнее время также используется покупная обувь (резиновые сапоги, болотники и т.д.)».

Женская одежда

Более полное представление о художественном потенциале лесных ненцев дает традиционная женская зимняя одежда, хорошо приспособленная к кочевому образу жизни. Меховая одежда, изготовляемая лесными ненцами, в художественном отношении совершенствовалась веками. Особенно это заметно на богатой в декоративном оформлении женской одежде (ней паннъй), русское название «ягушка». У Хомич Л.В. в работе «Ненцы» приводится описание женской верхней одежды (не’ паны), в отличие от мужской имеющей разрез спереди. Она встречается двух типов, различающихся между собой покроем, характером украшений и видом декоративной отделки. Декор первого вида зимней женской одежды относится к самому раннему художественному убранству женской шубы ненцев, основа которого состоит в чередовании меховой поверхности из мелких шкурок бобра, выдры, белки, идущих на пошив верхней части и широких полос из меха соболя или собаки, идущих по подолу и разделенных суконными вставками. Шитье женской одежды, как правило, начинают с верхней ее части. Кусочки меха мелких пушных зверей собирают в общую меховую поверхность, сочетая по цвету и вставляя в швы лоскутки разноцветного сукна. Концы таких лоскутков свободно свисают вдоль груди, спинки и рукавов – это является дополнительным декоративным украшением. Рукава – прямые, сильно суживающиеся к обшлагу, широкие в пройме, причем верхняя часть рукава шьется вместе с наплечной частью лифа, так что одежда на плечах шва не имеет. Характерной особенностью этого типа одежды является отсутствие конструктивных вертикальных швов, все основные швы являются горизонтальными. Нижняя часть одежды первого типа состоит из нескольких горизонтально расположенных полос сначала оленьего, а затем собачьего меха, разделенных друг от друга суконными лентами, которые также сшивались из предварительно нарезанных разноцветных лоскутков сукна. Воротник на женской одежде обычно делают из меха песца или красной лисы. По бортам в качестве завязок пришивают суконные или ровдужные полоски. Обычно их бывает 14 штук, по 7 с каждой стороны. Их завязывают изнутри одежды, для чего руки, как в малице, вынимают из рукавов. К рукавам из меха камуса наглухо пришивают рукавицы, оставляя в них прорезь на уровне запястья, чтобы при необходимости можно было обнажить руку. Одежду шьют с меховым подкладом (дянт) из зимней или летней телячьей постели мехом внутрь.

Одежда подобного типа встречалась ранее и у лесных ненок. Как отмечают некоторые из них, бабушки носили шубы, верхняя часть которых была сшита из кусочков меха мелких зверей (белки, выдры), а нижняя состояла из нескольких полос оленьего и собачьего меха. Называлась такая одежда вэн вэсата (дословно – «собачья половина»). Можно предположить, что подобную одежду шили себе женщины из малооленных или безоленных семей, которые испытывали недостаток оленьего меха. Шубы такого типа на сегодняшний день вышли из употребления и не встречаются в обиходе.

Современные лесные ненки шьют себе шубы, которые относятся к одежде второго типа и являются основным видом женской зимней одежды. Женская одежда этого типа декорируется узорными полосами и носит название матамъй паннъй (матамъ – узор, паннъй – щуба, дословно – узорная одежда). Общепринятое название среди русскоязычного населения - ягушка. В фондах музея хранится шуба второго типа, становая часть шубы целиком сшита из меха неблюя белого цвета. По покрою значительно отличается от одежды, описанной выше. Крой ее состоит из спинки, двух пол, подола и рукавов, имеющих ластовицы. Полы заходят одна за другую. Застежкой служат красные суконные, иногда ровдужные, завязки, которые состоят из трёх пар потайных, завязывающихся изнутри, и одной наружней. Подол (пан’) и борта скроены отдельно из темно-коричневого меха годовалого оленя. Следует отметить, что подол женской шубы у лесных ненцев шьется несколько уже, чем у хантов или тундровых ненцев. Ягушка богато декорирована вшивным орнаментом из камуса белого и темного цвета с прослойкой из красного сукна на плечах, по бортам и подолу. Орнамент в виде полосы с бесконечно повторяющимся мотивом «локоть лисицы» (чонян, хыллик) располагается по краю пол и на плечевых частях рукавов. Узоры на плечах называются мал,ьш’ матамъй, на рукавах - чу’ матамъй. По подолу, непосредственно перед меховой опушкой - двуцветный вшивной орнамент «перила для сушки рыбы» (пал,я) и как дополнительная декоративная отделка - чередующиеся полосы сукна красного и синего цветов. По обшлагам рукавов (чун, мал,, дословно – край рукава) располагается широкая полоса темного меха с окантовкой из меха белого цвета. Дополнительными декоративными элементами, не связанными с конструктивными особенностями одежды данного типа являются полоски сукна красного и желтого цвета на плечевых частях рукавов. Рукавицы из темного камуса, наглухо пришитые к рукавам, имеют прорезь в области запястья. Одежда сшита с меховым подкладом мехом внутрь. Покрой подклада отличается от покроя самой одежды. Спинку кроят из целой постели, с небольшими клиньями внизу по бокам. Борта также цельнокроеные. Вдоль них пришивают полоски меха из-под шеи оленя (вел,ой), длинный ворс которых не пропускает холодный воздух через запах одежды. Рукава подклада выкраиваются из шейной части шкуры и имеют ластовицы. Воротник на ягушке - из меха красной лисы. С различными вариациями цвета оленьего меха женская меховая одежда бывает из белой шкуры оленя (хэл, паннъй), из черной шкуры (пыл,ичена паннъй). Встречаются шубы из камуса – пенай паннъй. Самыми нарядными считаются матамъй паннъй из белого меха с широким темным подолом, богато изукрашенные орнаментальными полосами из двухцветного камуса, они относятся к праздничной одежде. Шитье зимней ягушки - очень длительный процесс, в целом занимающий от 1 до 2 лет. Носят ее около трех лет. Для пошива женской верхней одежды помимо оленьего меха используется мех других животных. Одежда, выполненная из меха белки, называется тал,яхай паннъй, из меха выдры – ненсал,тай паннъй.

Прежде чем надеть такую одежду, ее сначала накидывают на плечи и изнутри соединяют полы завязками (застегивают), а затем через широкую пройму просовывают руки в рукава. Принципиальное отличие женской распашной одежды от мужской глухой связано с характером занятий женщины, на которой в основном лежит ведение домашнего хозяйства. Если возникла необходимость выйти на улицу, то одежда просто накидывается на плечи. Если предстоит длительное пребывание вне чума (на открытом воздухе), то одежда наглухо застегивается: закрепляется завязками и подпоясывается по талии тканым из шерстяных крашеных ниток или суконным поясом с большой медной пряжкой. Нужно в дороге срочно покормить ребенка грудью – это также легко сделать, не снимая верхней одежды. А во время остановок на ночлег ягушку используют как одеяло. Лесные ненки также используют в качестве зимней одежды суконные ягушки (ной паннъй), которые шьются из сукна с подкладом из оленьего меха и воротником из песца или красной лисы. По покрою суконная одежда схожа с зимней второго типа, но имеет в нижней части стана клинья. Суконные ягушки бывают одноцветными или же стан и рукава шьются из сукна одного цвета (например, красного, синего), а подол, полы и обшлага рукавов - другого цвета. В музейном фонде одежда подобного типа представлена ягушкой, сшитой Пяк Татьяной Енксевной (п. Тарко-Сале). Становая часть выполнена из сукна красного цвета. Подол, полы и обшлага рукавов – из зеленого сукна. Суконный орнамент желтого цвета, идущий по бортам и подолу, носит название «локоть лисицы» (чонян, хыллик), а в плечевых швах и по верхнему краю обшлагов – «головки» (н,айваку’). Края бортов и подола дополнительно оформлены чередующимися декоративными полосами сукна красного и желтого цветов. Порядок изготовления суконной одежды следующий: сначала шьют рукава с ластовицами, затем стан с клиньями. Далее к стану пришивают подол и рукава. В качестве декоративной отделки в швы прокладывают полоски разноцветного сукна, а по бортам, подолу и обшлагам рукавов вшивают орнаментированную ленту. Орнамент ной паны выполняется способом аппликации – нашивания на сукно основного цвета полосы вырезанного орнамента из сукна другого цвета. Стежок выполняется очень мелкий, незаметный.

Носят верхнюю одежду с поясом (ни,виддя). Такие пояса, плетенные из крашеной овечьей шерсти, приобретались у русских путем обмена либо изготавливались самостоятельно на специальном ткацком станке (панул,шан,). Конструкция его очень проста: две опорные деревянные пластины ( длиной примерно 50 см) соединены между собой 15 плоскими палочками (длиной 20 см), расположенными на одинаковом расстоянии друг от друга, в центре каждой из которых просверлено отверстие. Через эти отверстия продеваются нити, которые и составляют основу будущего изделия. С каждого конца нити связываются в узлы. Длина нитей основы закладывается несколько больше длины изделия в готовом виде. Сам процесс ткачества заключается в переплетении нити утка, вставленной в иглу (чёля, дословно – «ткацкая») и идущей поперек будущего изделия с нитями основы, натянутыми вдоль. В результате простого переплетения разноокрашенных шерстяных нитей получаются традиционные тканые изделия: пояса и мужские подвязки на зимнюю обувь. Ближе к одному из концов пояса пришивают медную пряжку (нимал,а), имеющую форму кольца. На уровне пряжки пояс складывают вдвое. Опоясав талию, более длинный конец продевают в кольцо, приходящееся спереди, и оба конца связывают вместе. Встречаются женские пояса из сукна, богато украшенные плетеным бисерным орнаментом, называются они н,очакой нин, видя.

В качестве летней женской одежды употребляется без подклада поношенная зимняя суконная (нёвщан, дословно – «непотеющая»), а также одежда из замши (мяляку паннъй), по покрою сходной с зимней одеждой второго типа. Современные лесные ненки пользуются также фабричной одеждой, которую называют л,уссан паннъй (дословно – «русская одежда»): кофта или свитер (л,атку), платье или рубашка (дял,нас), штаны (пи,мя), нижнее белье (дел,ьпанъй, дословно – «одежда между душой и верхней одеждой»).

В зимнее время традиционным головным убором служит женская меховая шапка типа капор (нейшомя или тал,хамма, дословно – «шапка из лобной шкуры»). Шьют подобную шапку с подкладом из меха трех-четырехмесячного олененка. Основу верха капора составляет шкура, снятая с оленьего лба. Шапка шьется так, чтобы глазницы смотрели назад. В них вставляется мех, противоположный цвету самого капора, например, если цвет используемого на шапку меха темный, то глазницы зашиваются белым мехом и шов по краю окантовывается цветным сукном. Крой капора состоит из трех частей – длинной полосы, которая идет через темя на уши; затылочной части с глазницами и задней части, которая полукругом закрывает плечи. Детали кроя между собой соединяются полосами орнамента из темного и белого камуса с суконной прокладкой в швах. На месте бывших пантов (мол,а) вшиваются разноцветные полоски сукна (шириной 3 см.). Центральная часть (макушка) называется лемпяку. Под лемпяку идет орнамент, который называется чус – указатель дорог – дороги добра и зла, развилка дорог жизни и смерти, соответственно, расходящаяся в трех направлениях: направо, налево и прямо. Все эти части - детали женского головного убора окантовываются еще одной неширокой полосой орнамента - чус (указатель). Теменная часть (навып няни, дословно – «задняя часть») и ушная (хамман, ка), расположенная ближе к лицу, шьется из однотонного меха. Вдоль лицевой части пришивается опушка (шаткэв), на которую идет до двух-трех песцовых хвостов или используется длинноворсный олений мех. Применение хвостов пушистых зверей обусловлено их прочностью и долговечностью в использовании. Также они создают определенный микроклимат вокруг лица и защищают его от обморожения. Спереди под подбородком шапка завязывается ровдужными ремешками. Подол шапки оторачивается тонкой полосой белого длинноворсного оленьего меха и называется хамман, вамя. К нему на кожаных ремешках пришивают металлические кольца, к которым на тесемочках или цепочках подвешивают металлические или медные украшения (хамман, веша’). За счет веса украшений низ шапки плотно ложится на плечи и не поднимается ветром. Медные отливки, используемые в качестве декоративных подвесок, передаются от матери дочери по наследству или в приданое. Современные лесные ненки надевают шапку тал,хамма в длительные поездки, в обычные дни носят пуховые или шерстяные платки, которые тоже называются хамма. Многие с удовольствием носят меховые шапки современного покроя. Традиционная женская зимняя обувь кисы (пема) так же, как и мужская шьется из оленьей шкуры мехом наружу, внутрь вставляется меховой чулок (топак) мехом вовнутрь. Покрой женских кисов несколько отличается от покроя мужских: передняя полоса камуса гораздо уже и заканчивается узким мыском, не доходя до носка. В отличие от мужских кисов, женские несколько короче и никогда не подвязываются под коленом, а только ремешками к поясу. Красивыми считаются белые кисы, чаще всего они сшиваются из сочетания белых и темных кусков камуса. Меховой узор (матамъй) делается значительно ниже, чем на мужской обуви. Объясняется это тем, что женская одежда длиннее и меховая мозаика выполняется на обуви ниже, чтобы ее было видно. Кроме того, на женской обуви не бывает подошв из оленьих лбов (а только из щетки и камуса), что является пережитком представления лесных ненцев о том, что женская обувь является «нечистой». Помимо узора на переднем мыске, орнамент из меховых полос двуцветного камуса и суконных прошивок делается по бокам и сзади, ограничивая часть кисов, называемой кал,шута. Считается особым мастерством сшивать семь таких полос. Кисы дял,уты’ пема’ состоят из чередующихся полос темного и светлого камуса. В орнаментации женской и мужской зимней обуви существуют определенные традиционные каноны. В легенде «Правила старика Нума», описанной П.Г. Турутиной в книге «Дом ветров», рассказывается, что декоративная отделка женской обуви - это своеобразный свод правил, которых должна придерживаться женщина на протяжении все своей жизни: «орнамент на твоих кисах – не просто рисунок. Треугольник кисов – это твой чум. Маттак – поперечные полоски – запреты, или кивы. Еще один треугольник – пыдяк мал – дымок над чумом. А верхний ободок – это небо над твоей головой. Полоски в разные стороны могут означать лучи солнца над чумом. Теперь об орнаменте вокруг кисов. Он означает, что под небом ты не одна. Вокруг твоего чума живут и другие. А это дорога к твоему чуму. По ней ты когда-нибудь приведешь своему будущему сыну жену. По этой же дорожке отправишь в другую семью свою дочь».

Женская летняя обувь из ровдуги тан,н,ат, аналогична описанной выше мужской поршневидной летней обуви. По высоте она несколько короче и отличается способом продевания ремешков сквозь петли: на мужской обуви ремешок продевается сзади наперед, а на женской спереди назад. Современные лесные ненки также пользуются покупной фабричной обувью: резиновыми сапогами, тапочками (пема).

Традиционные украшения

Необходимым декоративным атрибутом женского традиционного костюма являются украшения. У лесных ненцев встречаются налобные украшения в виде тканевой повязки (нямпатат) с несложными бисерным орнаментом. Прическа играет не последнюю роль во внешнем облике лесной ненки. До наших дней сохранилось женское накосное украшение (н,эпт), которое считается как бы продолжением натуральных кос и представляет собой две скрученные из сукна и шерсти (жгутом) ложные косы. Начинаются они на затылке и спускаются ниже талии, концы таких украшений внизу заканчиваются обычно яркого цвета суконными треугольниками, на которых навешиваются медные бляхи, цепочки и подвески. Ложные косы оплетают орнаментированными полосками сукна или разноцветной тесьмой. В верхней части накосное украшение закрепляется на суконном ободке, дополнительно декорируемом бисером. Ложные косы между собой соединены несколькими рядами цепочек или бус из полудрагоценных камней и крупного бисера. Накосные украшения вплетаются в волосы и обматываются поверх тесьмой, таким образом, что натуральные косы практически не видны. Носят н,эпт, как правило, поверх суконной или меховой верхней одежды, заправленными за пояс. Из других традиционных украшений распространены серьги и кольца. Серьги (ха пя) делают из кожаных ремешков, на которые нанизываются медные украшения, пуговицы или крупный бисер. Медные или латунные литые украшения (веша’), являющиеся неотъемлемым декоративным элементом традиционного костюма лесных ненок, имеют и сегодня массовое распространение. Многие исследователи отмечают, что потребность как в нашивных, так и в подвесных прорезных бляхах, цепочках и колокольчиках ранее была столь велика, что вызвала к жизни целый промысел. Во многих местах, как в самой Сибири, так и на европейском Севере образовывались промысловые объединения, которые занимались выплавкой меди и изготовлением бляшек и украшением по заказам и образцам коренных северных народов: эвенков, ненцев, юкагиров. Несмотря на то, что отливные бляхи изготавливались в большом количестве, цена за них была высокой. Плата производилась натурой – шкурками пушных зверей: соболя, белки, куницы, лисы. Необходимость в них была очень значительна, ведь медные украшения служили не только декоративным оформлением костюма, но и выполняли функцию оберега от злых духов. По поверью, звон подвесных цепочек, блях и колокольчиков защищает владелицу от враждебных сил. Переходя из поколения в поколение как семейные реликвии, эти одиночные украшения дожили до нашего времени. И сегодня потребность в них также довольно значима: они красивы, выразительны по форме, и нужны не только как своеобразные северные сувениры, но и как составляющая и важная часть, необходимая для создания художественно завершенного национального костюма. Издавна свою традиционную одежду лесные ненцы украшали костяными трубочками, шариками и круглыми накладками, подкрашивая их красками, добытыми из растений. С появлением на Севере Западной Сибири скупщиков пушнины распространился бисер (н,очаку). Но далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям, выдерживая морозы свыше сорока градусов. Стеклянные бусинки лопались; хорошо сохранялся китайский фарфоровый или индийский бисер, сделанный из морских раковин. Такой бисер берегли – перешивали со старых вещей, передавали дочерям в приданое. Сегодня бисер по-прежнему популярен у лесных ненок. Наряду с традиционным вышиванием распространилось плетение из бисера. Женщины изготавливают подвески к женской меховой шапке, пояс к верхней женской одежде - ягушке украшается бисерным орнаментом. На голову изготавливают плетеный из бисера ободок со свисающими наборными подвесками из крупного бисера и бус, на руки – браслеты. Бисером украшаются не только женские сумочки и кошельки, но и мужские вещи, такие как чехол для точильного бруска, находящийся на мужском поясе. Орнаментируют наружную сторону изделий как одиночными бусинами, так и наборным вышитым или плетеным узором. Технологически плетение из бисера доступно даже девочкам. Нанизывая бусинку за бусинкой на леску или сухожильную нитку, даже юным мастерицам под силу овладеть тонкостью нехитрого ремесла. Цвета орнамента подбираются интуитивно – тут и проявляется эстетическое чутье и природное чувство цвета лесных ненок. Плетут, как правило, по ширине будущего изделия, а ленточный характер орнамента задает и саму форму изделия – в виде полосы.

Декоративное оформление средств передвижения и жилища

Декоративное оформление средств передвижения сохранилось лишь в украшении женских нарт (пис канн, ней канн), нарт для невесты. Сама конструкция женских нарт отличается от мужских большими размерами сиденья и наличием на нем трех стенок – со всех сторон, кроме той, с которой происходит посадка. Объясняется это тем, что женщина в своей нарте перевозит детей. Передние верхние части нащепов (нин) женской нарты в качестве декоративной отделки обматываются полосками сукна или ровдуги, крашеной в красный цвет, с которых свешивается ровдужная бахрома (лам нин) того же цвета. Боковая стенка женской нарты (чёнчал,) по центру украшается декоративной медной бляхой с прорезным рисунком. Мотив узора: бегущий олень, геометрический орнамент или пиктограмма - родовой знак. Например, у Пяков символ рода – солнце.

При езде с детьми женские нарты покрываются покрывалами из меха и сукна, полностью закрывающими сиденье. Укладываются они в определенной последовательности: вниз - покрывало из оленьего меха (пискан тан,ка), сшитое в форме прямоугольника размером 0,7 х 3 м. На него кладут покрывало, комбинированное из шинельного сукна разных цветов (ной пискан тан,ка), также прямоугольной формы, размером 1 х 3,5 м. Орнаментальные мотивы, которые используются в декоре покрывал для женской нарты, выполняются крупными по размеру и простыми по геометрическому начертанию, чаще всего это «ушки зайца», «рога быка» или «медвежьи ушки».

Недоуздок упряжи на голове оленя спереди и по бокам украшается кожаной бахромой (дямчу), окрашенной в красный цвет, иногда к ремням упряжи или к самой нарте подвешиваются медные колокольчики (шен,ка). Дополнительным украшением женской упряжки являются специальный накладной комплект суконного покрытия на оленя, состоит он из трех полос различных размеров. Через спину оленя на кожаный пояс (топдяма) с помощью ровдужных ремешков крепится орнаментированный покров (ной топдяма), длина которого 170 -180 см, ширина около 30 см. Через плечо оленя на кожаную лямку так же на ремешках закрепляется полоса орнамента, длиной 70-80 см, шириной 9-10 см. Ошейник оленя дополнительно декорируется лентой, шириной примерно 10 см. Характерная расцветка украшения из сукна на женскую оленью упряжку – это сочетание красного, желтого и зеленого (характерного исключительно для всех ненцев) цветов. Сам орнамент на суконном украшении выполняется по всей высоте каждой их трех орнаментальных полос способом аппликации. Если раньше суконные орнаментированные покровы служили отличительной принадлежностью только упряжки невесты, то сейчас современные ненки используют их в качестве индивидуального декоративного убранства своих транспортных средств. Само оформление оленьего аргиша (мют) хозяйки служит символом материального достатка и благополучия всей семьи. Чем ярче и насыщеннее декор – тем состоятельнее семья.

Внутреннее убранство жилища - чума лишено какого бы то ни было декора, кочевой образ жизни диктует свои условия – в переносном доме должно быть все продумано до мелочей, ничего лишнего. Художественной отделке подвергается лишь священный шест сымзы (шимши). Так, А.В. Головнев писал, что «священный шест обычно отмечается семью вырезанными на нем головами или личинами; в чуме шамана шест венчается фигурой птицы Минлей». Эта большая мифическая птица имеет на каждом боку по семь железных крыльев, взмах которых вызывает сильный ветер, снежные бури, вихри, снегопад или дождь. Птица минлей - помощник шамана при полете в Верхний мир. Ее описание можно встретить в работе Л.А. Лара «Культовые памятники Ямала»: «размеры изображения этой птицы различны – от 20 до 35 см, у нее длинная, вытянутая шея, на теле и хвосте неглубокие нарезки».

Орнаментированные предметы быта

К предметам быта лесных ненцев, имеющим орнаментальную отделку, относятся широко распространенные мешки и сумки. Выполняются они из оленьих шкур и являются необходимым атрибутом женского имущества. Сумки бывают нескольких типов. Большая хозяйственная сумка (патку) предназначена для хранения и перевозки мягких вещей: одежды, обуви, меховых заготовок, запаса древесных стружек, перьев. В чумах они используются как подушки. Декоративное развитие художественного убранства таких вместилищ для женского скарба прошло путь от сборного меха к шахматным узорам и далее к несложным орнаментальным мотивам. О вторичности мозаичных орнаментов в декоре сумок свидетельствует старая ненецкая загадка: «старуха из ста заплат», запечатлевшая традицию изготовления бытовых вещей из сборного меха. Основные детали кроя - две равнозначные по форме половины (передняя и задняя) представляют собой прямоугольные меховые или ровдужные полотнища со скругленными нижними углами. Передняя сторона сумки богато декорируется вертикальными вставками из чередующихся темных и светлых полос камуса. Встречаются вертикальные вставки из простого геометрического двуцветного орнамента (ютак), по краю вшивается суконный кант (талктптама). Задняя сторона сумки, как правило, не украшается, а делается из одноцветной ровдуги. Общая высота всегда меньше ширины таких вместилищ. Средний размер их – 40 х 60 см. Устье сумки обшивается полосой ровдуги, иногда для отделки данной части используют мех. Вдоль отверстия пришиваются парные ремешки для завязывания. Для хранения женских вещей – обуви и нижнего белья используются сумки, которые называются шупаты. В чуме эти сумки имеют строго отведенное место на женской половине - с краю постели перед входом в чум.

Широко распространены сумочки другого типа – тушан,, применяемые для хранения рукодельных принадлежностей: ниток, лент, кусочков кожи, отделочного меха. Такие маленькие сумочки полны изящества, затейливы, как игрушки. Крой тушан, состоит из переднего и заднего полотнищ овальной формы, соединяющихся в боковых швах полосами из крашеной ровдуги или цветного сукна. Шьют их из шкурок с оленьих лбов или из оленьей замши, подкрашенной в красно-коричневый цвет. Лицевая сторона сумочки украшается меховым мозаичным орнаментом. Обычно он выполняется в виде крупномасштабной фигуры с зеркальным соотношением узорной и фоновой частей. Если в качестве основы используются шкурки с оленьих лбов, то места глазниц декорируются орнаментальными вставки и суконным кантом. Устье обычно шьют из полосы ровдуги и собирают на вздержку с помощью ремешка. Края сумки отделывают ровдужной или суконной бахромой. Кроме того, в качестве дополнительного украшения к сумочке могут прикрепляться подвески из копытцев новорожденных оленят или гильз от патронов мелкокалиберной винтовки. А иногда лицевую сторону шьют полностью из полотнища, собранного из щеток телят с оставленными копытцами. Все подвесные декоративные элементы выполняют и функции оберега. Встречаются тушан,, по всей поверхности украшенные медными пуговицами или бляхами. На ровдужных ремешках к такой сумочке подвешиваются игольница (хайтул,авш н,эйша, дословно – «место для игл»), футляр для наперстка (н,умпдян, н,айша) и обрядовая сумочка (нипчди’патку), в которой хранятся кусочки меха, высушенных внутренностей и косточек выдры. В тушан, вкладывается приспособление для хранения жильных ниток. В качестве игольницы используются кусочки меха, сложенные пополам и украшенные сукном.

Каждая девочка с семилетнего возраста - времени, когда она постигает навыки шитья, становится обладательницей сумочки для хранения швейных принадлежностей – тушан,. По традиции сумка с рукоделием сопровождает женщину в свадебном караване – она лежит с невестой на одной нарте. В случае похищения (брак с умыканием) девушка не берет с собой ничего, кроме тушан,. Сумка с рукоделием для женщины, как неразлучная «подружка», ей она доверяет свои переживания. Как отмечает Л.В. Хомич в работе «Ненцы», «в случае смерти кого-нибудь из близких родственников `лицо`(с глазами) сумки отворачивается к стене, с нее снимают колокольчики (как и украшения с распущенных женских кос)». По традиции, нельзя хранить мешочек без содержимого: игольницы должны быть с иголками (хайтул,авш), наперсток - в наперстнике, жильные нитки - в маленьком мешочке, а в самой сумочке - лоскутки для ремонтных работ одежды и обуви, тесьма (чеэм), сукно (ной) для украшения и обновления изделий, разные шнурки и ленты. Нельзя также оставлять тушан, на мужской половине постели в чуме. У женской сумочки, по существующему поверью, есть своя покровительница ними ката (или ниба ката). Образ этой хранительницы швейных принадлежностей лесные ненки неизменно связывают с пауком. Он бесконечно плетет кружева своей паутины, а женщина всю жизнь шьет, чтобы одеть и согреть всю свою семью. Как рассказывала Енасята Алексеевна Пяк (стойбище Дянки Кой), если паука убьешь, то ними ката упрячет твои швейные принадлежности, а без них женщина не может трудиться и не оправдывает свое предназначение.

Из предметов, принадлежащих мужчине, украшаются описанные выше рукоятка ножа и ножны, кожаные пояса, мешочки для точильного бруска. Незначительному оформлению подвергаются мужские табакерки (шунл,ы). Например, в фондах Губкинского музея освоения Севера хранится вместилище для табака (шун), выполненное из цельного фрагмента соснового дерева. Это большая табакерка с крышкой диаметром 15 сантиметров для хранения основного запаса табака в чуме. В качестве декора на наружных стенках табакерки полностью оставлена древесная кора, а по диаметру точеной крышки нанесены зубцевидные насечки.

Семантика традиционного орнамента

Ведение традиционных хозяйственных занятий: оленеводство, охота и рыболовство, а также природно-климатические условия севера Западной Сибири неизменно отражаются на формировании художественного вкуса и эстетических представлений небольших по численности народностей Севера. Однако, осваивая бесконечные просторы тундры, каждый северный народ вырабатывает неповторимую, свойственную только ему культуру своей жизнедеятельности, которая, в свою очередь, определяет своеобразие индивидуального художественного облика и неповторимого этнического портрета самого народа. По покрою и орнаментальному оформлению одежды, интерьеру жилища и конструкции средств передвижения можно безошибочно определить национальную принадлежность владельца. В общем наборе традиционных декоративных средств орнаменту отводится определяющее значение, остальные декоративные приемы лишь дополняют и оттеняют его. Сложные узорные мотивы придают вещам не только нарядность и красочность, но и большую смысловую значимость. Это своеобразная система знаков, посредством которой люди общаются между собой, отчасти заменяющая письменность. Украшая узорами свою одежду и среду бытования, они рассказывают о своем личном, семье и быте. Создавая орнамент, каждая мастерица руководствуется не только образами окружающего мира и личными переживаниями, но и соблюдает строгие правила и традиции, своими корням глубоко уходящие в древность. Например, такие общепринятые критерии красоты, как симметрия, пропорция и ритм являются незыблемыми и для лесных ненок. Закономерность и красота мироздания раскрывается перед ними и в симметричном размещении элементов декоративной отделки, и в пропорциональности человеческого тела, и в ритмах цикличности процессов природы и человека в ней. Традиции подчинено строго упорядоченное расположение мотивов узора, место размещения узорной полосы на украшаемой поверхности, ритмичность чередования одних элементов декора с другими и многое другое. Большинство орнаментов лесных ненцев характеризуется равнозначностью фона и самого узора, так как вырезанные по одному трафарету темная и светлые орнаментальные полосы в точности повторяют друг друга. Образный «язык» орнамента лесных ненцев вобрал в себя жизненный опыт многих поколений и отразил в своей доступной графической форме взаимодействия человека с природой на всем его жизненном пути от рождения до смерти. Орнаменты лесных ненцев строго геометрические, состоящие из линий и прямолинейных или криволинейных элементов, среди которых наиболее распространены прямоугольник, ромб, зигзаг, крест, меандр, треугольник. В настоящее время орнамент служит больше декоративным оформлением, чем магическим оберегом. Но его древнее значение можно расшифровать по названию и стилизованному графическому начертанию.

Если рассматривать традиционные орнаменты лесных ненцев по общепринятой классификации декора, то по тематике мотивов можно выделить узоры со стилизованными изображениями растений или их отдельных фрагментов: листьев, веток, ягод. К таким растительным орнаментам относятся, например, «согнутое дерево» (ватынта пя), «сосновая шишка» (декуша’ нахал,), «ветка березы» (куйку’ мо’), «морошка» (мал,ан,ка), «кедровые ветки» (л,ан,кмъй), «сухая ветка» (моккуша), «сухие ветки» (хэпан, мо).

Зооморфные орнаментальные мотивы – это стилизованные или условные изображения животных или их частей тела, например: «уши бурундука» (пиншук ка), «рога оленя» (ты нямт), «локоть лисицы» (чонян, хыллик), «кулик» (дюлышу), «олененок» (ходю), «белка» (тал,яха), «плывущий лось» (пачил,та кул,вай), «хвост глухаря» (лукк ханьни), «взлетающая утка» (чинтанна няпъй), «ушки зайца» (тол,ашатан, ка), «рога молодой важенки» (хыл,йшан, нямт), «лосиные рога» (кул,вай нямт), «гуси» (дяпту).

Антропоморфные орнаменты - стилизованные или условные изображения человека или частей человеческого тела. К таким орнаментам относятся «силач» (мэмята), «мастерица» (мель), «дети» (н,ашки’), «косы» (н,эпт), «много головок» (н,айваку’), «встреча», «жители чума» (мят чел,).

Предметные орнаментальные мотивы – стилизованные изображение изделий или предметов неживой природы. Например: «крючки» (патт ватта), «два крючка» (шичча ваттаку) «бубенчики» (кын,на), «аргиш» (мют), «чум» (мя’), «стойбище у реки» (н,ысы), «снежинки» (катт), «паутина» (нимикатан, пон,ка), «рыболовная сеть» (пон,ка), «люлька» (н,уппу), «мужской пояс» (нин,видя), «макушка чума» (мят хал,ва), «зубики пилы» (пилан, чим), «кусочки» (дюттат).

Встречаются абстрактные узорные мотивы – беспредметные отвлеченные изображения, отражающие художественное видение автора, например, изображающие явления природы, такие как «вьюга», «северное сияние» (дялым тат, дословно – «восход мертвых»), или времена года, например, орнамент «зима» (хыл,л,а).

Орнаментальные формы лесных ненцев свидетельствуют о красоте и соразмерности мироздания, несут закодированную информацию об оккультных представлениях и социальном положении. Орнаментальное искусство одно из звеньев культуры, по которым наука пытается разобраться в сложном процессе этногенеза.

Таким образом, развитие традиционного орнаментального искусства лесных ненцев показывает, что это своеобразное художественное явление. Как вид народного прикладного творчества, в рамках давно сложившейся декоративной системы, в процессе своего развития постоянно претерпевает существенное изменение, что обеспечивает ему современное звучание. Исторически устоявшиеся народные традиции, сложная художественная система одновременно и очень устойчивы, и достаточно подвижны. Лесные ненки, а именно им принадлежит главенствующая роль в создании художественного облика всего народа, сохраняя веками отработанные декоративно-выразительные средства – композиционный строй, колорит, приемы выполнения меховых мозаичных узоров и другие, вместе с тем не повторяли полностью орнаментальные формы предыдущего поколения, а дополняли и обогащали их новыми. С течением времени художественное оформление традиционных вещей претерпевает некоторые изменения, но основа кроя одежды и обуви, используемый материал и каноны орнаментации остаются неизменными.

Народные традиции способствуют развитию творческой фантазии, особого видения красоты окружающей северной природы. Целостность, композиционная логика и декоративная значимость применяемого материала – основные принципы эстетического осмысления традиций и реальности, усиленные профессиональным мастерством, помогают мастерицам создавать яркие в художественном оформлении традиционную одежду и предметы быта, отмеченные теплотой человеческих рук. Основой творческой активности народа считается преемственность системы приемов и форм, отточенных многими поколениями и передающихся от старшего к младшему. Знание характерных особенностей узорных мотивов, колористической гаммы, технологии изготовления традиционной одежды и обуви, канонов нанесения декоративного оформления на предметы бытового назначения является залогом сохранения народных традиций малочисленного северного народа и создания на этой основе современных орнаментальных форм. Большое значение при этом имеет сочетание творческого и исполнительского мастерства, когда наиболее активно проявляются индивидуальные личностные качества.

Характерно отметить, что в изделиях, созданных лесными ненками, будь то сложный комплект меховой одежды или один из бытовых предметов, ярко выражена практическая целесообразность, сочетающаяся с красотой его декоративной орнаментации. Никчемность предмета, надуманность его декора чужды прикладному искусству лесных ненцев. Развиваясь, оно кроме чисто бытового назначения, способствует также формированию и развитию художественного вкуса людей. Только искусство традиционного орнамента помогает создавать совершенные в декоративном оформлении вещи, характерные для материальной культуры народа неша’.

 

Е.В. Калитенко

М.И. Гардамшина