Народная медицина и гигиена

Народная медицина является частью традиционной культуры и существует как область специфических знаний, связанных с рациональными и иррациональными представлениями. Большое влияние на формирование народной медицины лесных ненцев оказывали их религиозные и космогонические представления. В основе этих представлений лежит одна из ранних форм религии – анимизм, одухотворение живой и неживой природы. Главный бог лесных ненцев – Нум, бог неба. По представлениям лесных ненцев, он создал лес, зверей и людей. Он наблюдает за своими созданиями, все видит и слышит, но сам земными делами не занимается. У него есть помощники – духи, которые являются хозяевами земли, рек, озер, ветра и огня. Они могут принести удачу в охоте, но могут и наслать несчастья, болезни. Духи олицетворяют для лесных ненцев две противоположные силы – добро и зло. Порождением сил зла по их представлениям являются болезни. Здоровье каждого человека в недавнем прошлом связывалось с отношением к людям пантеона земных духов. Болезни, полученные ранения и травмы воспринимались не как случайность, а как следствие вмешательства духов природы или же магического воздействия на другого человека. Нарушение табу, обрядов и ритуалов считалось одной из главных причин, которые позволяли злым духам проникнуть в тело человека и вмешаться в его жизнь. Считалось, что насылали болезни не только духи нижнего мира, но «наказывать» болезнями могли и личные покровители, семейные духи, любые сверхъестественные существа, населяющие средний и верхний миры.

При лечении заболеваний, возникновение которых можно объяснить видимой причиной (травма, обморожение, ожог), лечение чаще всего было рациональным. Но причины большинства внутренних и психических заболеваний лесным ненцам были непонятны. В таких случаях чаще всего обращались за помощью к шаманам. Служители культа – шаманы выполняли наряду с другими функциями и роль врачевателей, отпугивающих духов, приносящих болезни. Сеанс камлания происходил обычно вечером, в течение нескольких часов, в полутьме, у разведенного очага, под то затихающий, то ускоряющийся звук бубна. Камлание шамана обычно сопровождалось вхождением в состояние транса. Очень часто для этих целей шаманы использовали мухоморы (вйпи). Мухоморы собирали, сушили на солнце и мелко крошили. Затем их растворяли в воде и проглатывали. Иногда кусочки сушеных мухоморов жевали вместе с табаком, а затем запивали небольшим количеством воды для того, чтобы усилить действие мухомора. Для помощи больным они использовали самые различные средства. При этом основным условием лечения являлось воздействие на психику больного. В основе гипнотического внушения было заложено установление тончайшего доверия к шаману. Средства воздействия на психику включали ритуальные маски (из дерева, бересты, сукна, металла) и световые эффекты. Ритмичные удары в бубен, заклинания, пение, одурманивающий аромат сжигаемого багульника, чаги должно было помочь отвратить от больного преднамеренные козни злых духов.

Шаманы, как правило, в своей практике использовали знание физиологии, строения организма человека, перенимали опыт использования лекарственных средств различной природы и приемов врачевания: прижигания, массажа, снятия стрессовых проявлений, психотерапии. При этом главным терапевтическим фактором являлось внушение, применяемое шаманами в различных формах. Оно способствовало мобилизации защитных сил организма больного, укрепляло его веру в выздоровление. Вот как описывает П.Г. Турутина обряд лечения человека шаманом: «Заболел старый человек. К нему привели двух видящих шаманов. Один из них начинает вызывать духов на разговор на жилах и спрашивает их:

- Можно ли сегодня путешествовать во времени?

Духи согласились.

Шаман взял бубен, пожевал мухомор. Попил воды. Разожгли костер. Шаман садится по-турецки, надувается. Вызывая духов, запел. Смотрит: из земли поднялись миражи. Шаман поет:

- Я гляжу в пространство,

Нет следа, куда повели душу больного,

Нигде нет следов, даже мышиных.

Затем вызывает лесного духа горностая и говорит ему:

- Горностай, ты проворный, ловкий, проверь в чаще глухих лесов, не найдешь ли там следы, - кто, куда увел душу больного?

Побежал горностай в лесную чащу.

Возвратился и говорит:

- В чаще леса нет ни одного следочка.

Затем шаман вызывает дух птицы канадского гуся и говорит ему:

-Полети в глубины небес, нет ли там следов души больного?

Полетел канадский гусь искать. Летит гусь в глубине небесной, смотрит: нет следов. Возвратился к шаману и говорит ему:

- Там никто не пролетал.

Тогда шаман обратился к духу рыбы- щуки и просит ее:

- Плыви-ка в глубину вод и проверь, нет ли под водой следов души больного?

Рыба уплыла, затем возвращается, подплывает к шаману и говорит:

- В глубине вод, на дне даже букашечки не бегали, нет следов.

Тогда он обратился к духу Земли-Матушки:

- Мать-земля, погляди в глубине земных недр, нет ли там следов души сына твоего – больного?

Мать-земля взяла посох и пошла искать следы души больного. Проверяет следы в глубине земных недр. Возвращается к шаману и говорит:

- Черные силы поймали душу его, сердце украли, держат и не дают мне.

Кончили камлание, больной встал на ноги, посох поставил перед собой и говорит жене:

- Наполни таз холодной водой и брось туда снега.

Встал он в таз с холодной водой и прогнал шаманов. При этом он сказал:

- Вы как собаки воете, разучились петь, ваши духи бросили вас.

А сам остался стоять в снеговой воде».

Шаман-целитель Геннадий Петрович Колоколец, живший на фактории Харампур, излечивал людей «высасыванием» болезни из тела человека. По происхождению он был селькупом, но знал, кроме селькупского, ненецкий и хантыйский языки. Лесной ненец Ади Дёхалевич Пяк рассказывает: «Камлал Колоколец в «темном» чуме (без огня). Выпив настойку из мухомора, взяв колотушку и бубен в руки, начал тихо петь. Внезапно он прекратил песню и, взяв меня сзади, поставил на носки своих ног. Я почувствовал, как лезвие ножа ходит по моей груди. Когда я понял, что нож отступил, шаман свалился на постель. От страха я закричал во весь голос: «Помогите!» Мужики открыли полог чума. Перед нами предстал бившийся в судорогах шаман. Помощники подхватили и подняли его, подпрыгивая и кружась по солнцу с криками: «Хов, хов, хов».* После этого шаман взял мою голову двумя руками и вытянул ртом из темечка мою болезнь. Я почувствовал легкость в груди».

Другой пациент шамана Ляля Пяк рассказывал: «Когда я был еще мальчиком, меня лечил шаман Колоколец. Он попросил, чтобы из чума удалились все присутствующие. Велел своим помощникам подать ему бубен. Подхватив меня, поставил на бубен, и начал поднимать к Небесам. Затем начал подбрасывать меня на бубне кверху, под самую «крышу» чума. Когда он закончил камлание, сказал: «Я закинул тебя на Облачный мыс, и ты обязательно поправишься».

В песне шаманов Учьча Н,аханы и его сыновей поется:

«Когда я принял образ панторогого оленя,

Я спустился по извилистым дорогам духа смерти.

Впереди я увидел его упряжку.

Его упряжка мелькнула в снежном облаке,

И помчался я за ним напрямик и обогнал его.

Ох! Дух Смерти заметил мою макушку,

Коварный, он на реке Пур бросился в воду

С брызгами и забил плавниками.

А я в это время помчался дальше,

К его чуму, чтобы встретиться с ним.

Из чума его ко мне навстречу

Вышли дети духа: семь сыновей и семь дочерей.

Во дворе Духа смерти есть железный пень-нартовяз,

Где до меня деды мои привязывали своих оленей.

Мой панторогий олень у железного пня

Повернулся по солнцу в обратном направлении.

Из моих древних одежд молнии полетели, сверкая

И дети Духа Смерти отступили назад.

Но ведь это выжгли огонь мои иглоподобные каблуки.

Я зашел в чум, но хозяина в нем не оказалось:

Не успел еще вернуться.

Что же, приду еще один раз и защищу больных,

В другой раз у духа смерти попрошу пощады».

При легких недомоганиях присутствие шамана не требовалось, и злое начало (болезнь) могло быть изгнано из тела человека различными другими средствами. В Тазовской тундре, где проживают в основном селькупы, а также небольшое количество лесных ненцев и хантов, есть небольшое озеро Лозыль-то (Чертово озеро). Это озеро считается наиболее почитаемым среди жителей тундры. На нем расположен островок Лозыль Лакка (гора Духов) с небольшим озерцом в центре, которое является главным святилищем. Много легенд и примет связано с этим озером и сопкой Лозыль Лакка. У подножия сопки совершались жертвоприношения. Раньше на сопку часто поднимались шаманы для общения с главным духом Лозом. На вершине сопки в прежние времена стоял идол, вокруг которого росли березы и лиственницы. Считалось, что если во время болезни человек принесет на Лозыль Лакка новую рубаху и наденет ее на дерево, на следующий же день наступит выздоровление.

В случае болезни часто прибегали к помощи дян,ката («бабушка земли»), покровительнице женщин, деторождения и материнства. Это куклы-идолы, которые есть у каждой женщины. Им поклоняются и бережно хранят. У лесных ненцев бытовало поверье, что без них роды могут окончиться трагедией. Во время родов роженица держала ее на животе, обеими руками сжимая ее при болях и прося об облегчении. Когда начинались сильные схватки, женщина вставала на четвереньки. А та, которая принимала роды, брала в руки дян,ката и прикладывала к спине роженицы. В работе А.В. Головнева «Говорящие культуры» приводятся сведения о том, что одной молодой женщине удалось родить в больнице живого ребенка только благодаря взятой из чума кукле. Такую куклу клали тяжелобольному в изголовье. По тому, легкой или тяжелой кажется дян,ката, предсказывали выздоровление либо смерть

Особая роль в излечении от болезней отводится собаке. Отношение к собаке двоякое: с одной стороны, она оберегает человека от злых духов, является хорошим пастухом для оленей, с другой стороны, собака сама является порождением бога Нижнего мира – Нга. По поверьям лесных ненцев считается, что каждая собака способна «шаманить и видеть духов». У собак есть дух Вэн кальшута – хозяин, который обитает в лесу. Против него шаманы бессильны. Считается, что этот дух приносит болезнь, от которой у человека пропадают силы, он сильно худеет и умирает. Часто для излечения от болезней безоленные лесные ненцы приносили в жертву собаку, отправляя ее в Нижний мир в качестве откупа от болезней. Нос жертвенного оленя или собаки прикладывали к больному месту. Для избавления от цинги смазывали полозья нарт или двери чума кровью жертвенной собаки. Для предотвращения болезни также делали жертвоприношение: смазывали полозья священных нарт оленьей кровью. Часто дух Цинги приходил во сне. Тот, кому она привидится, должен был громко крикнуть: «Цинга, ты меня убиваешь!», затем немедленно надрезать ухо собаки или оленя и кровью намазать себе лицо, чтобы предотвратить появление Цинги в будущем.

Лекарственные средства растительного происхождения

В традиционном лечении используются дикорастущие растения. Из них делают отвары, настойки, порошки. Используют не только для приема внутрь, но и для наружного применения – растираний, примочек, полосканий, ванн, присыпок. Из распаренных в кипятке растений делают компрессы. Смешивая растительное сырье с животным жиром, получают мази для наружного применения.

Багульник, который содержит большое количество витамина С и дубильных веществ, помогает излечиться от многих болезней. Это вечнозеленый кустарник с длинными, узкими, кожистыми листьями. Сверху листья темно-зеленые, снизу покрыты ржаво-бурым войлоком. Цветки и листья багульника обладают сильным дурманящим запахом, а также оказывают губительное действие на бактерии, находящиеся в воздухе. Это объясняется присутствием эфирных масел и фитонцидов. Лечебное действие эфирных масел заключается в том, что ароматы, попадая на слизистую носа, вызывают импульсы в определенных зонах головного мозга, которые, в свою очередь, оказывают благотворное влияние на соответствующие органы, исцеляя не только тело, но и психику больного. Попадая в кровь и лимфотоки, эфирные масла также выполняют роль ароматического массажа. Кроме того, в качестве успокаивающего средства принимают внутрь настой багульника. Крепкий настой считается хорошим средством при заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Болезни суставов лечат мазью, сделанной из верхушек стеблей багульника и гусиного жира. Багульник может заменять заварку для чая. В народной медицине лесных ненцев настой и отвар багульника применяют как эффективное потогонное средство, а также в качестве отхаркивающего средства при сильном кашле. Растение обладает хорошими антисептическими свойствами. Отвар в качестве дезинфицирующего и гигиенического средства используют для купания новорожденных, а также при аллергических высыпаниях на коже. В прошлом при эпидемиях инфекционных заболеваний лесные ненцы окуривали стойбища и жилище дымом этого растения. Багульник также применяют для отпугивания насекомых. Свежие или сухие ветки вносят в чум, они помогают избавиться от мошек, комаров и других насекомых.

Другое, не менее распространенное растение, употребляемое лесными ненцами в качестве лекарственного сырья – чемерица Лобеля. Чемерица – очень ядовитое растение, вызывающее резкое раздражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, поэтому им пользуются с большой осторожностью. Особенно ядовитым считается корень, однако лесные ненцы из небольшого его количества делают отвар, который очищает кишечник от гельминтов. Листья чемерицы Лобеля прикладывают к ранам в качестве антисептического и кровоостанавливающего средства. При чесотке применяют смесь листьев багульника, корней чемерицы и оленьего жира. В современной медицине чемерица употребляется как инсектицидное средство в виде чемеричной воды.

В лечении многих заболеваний лесные ненцы используют чагу (пал,шан,). Чага представляет собой нарост на стволе березы, который образуется в результате вытекающего из лопнувшей коры сока. Под воздействием солнечного тепла и света нарост твердеет, сверху становится коричневого цвета. Сердцевина довольно мягкая, легко крошится, бывает темного цвета с желтоватыми прожилками. В прежние времена, когда не было привозного чая, делали отвар из чаги, которую собирали в березовых рощах. Лесным ненцам известны целебные свойства этого напитка. Правильное употребление чаги предотвращает многие желудочные заболевания, способствует очищению организма от вредных веществ, стимулирует работу почек. Чага также обладает успокаивающим действием, нормализует сон. Кроме того, она является прекрасным средством от зубной боли. Высушенную на огне чагу растирают, смешивают с табаком, добавляют немного воды, чтобы получилась кашицеобразная смесь. Смесь кладут за губу и держат во рту до тех пор, пока боль не утихнет. Это же средство помогает избежать чувства голода в случае отсутствия продуктов при длительной перекочевке. От зубной боли лесные ненцы пользуются и другим средством. В ступке толкут табак, смешивают его с таким же количество пепла, полученного в результате сжигания табака. Пепел используют для того, чтобы смягчить чувство горечи. Затем добавляют воду в таком количестве, чтобы смесь стала влажной, но рассыпчатой. Ее также кладут за губу, а для того, чтобы она случайно не выпала, прижимают березовой стружкой. Обычно это делают после еды, и несколько раз, по мере необходимости, меняют. Это же средство накладывается на раны для предотвращения боли и остановки кровотечения.

В традиционном лечении применяются также ложечная трава и ягель (нята). Ложечная трава (нел,умпя), или противоцинготная трава, несмотря на горький вкус, применялась вместо свежей зелени. Сок свежего растения считается хорошим кровоочистителем. Наружно применяется в составе мазей при различных кожных заболеваниях. Распаренный ягель в виде компресса прикладывают к больным суставам, а при простуде – к спине и груди.

Обычно настои из трав лесные ненцы готовят только летом. Сбор и высушивание лекарственных растений впрок не практикуется. Исключением является лишь заготовка кедровых орехов – ценного пищевого продукта, обладающего большим количеством полезных веществ. Технология приготовления лекарственных средств несложна: обычно отсутствует точная дозировка сырья, не используются сложные сочетания трав, не требуется специальной посуды для приготовления и хранения.

Современные лесные ненцы после знакомства с русскими поселенцами переняли у них некоторые способы траволечения. Стали использоваться лечебные свойства голубики (л,ыншал,мя), черники (л,ымтук), морошки (мал,ан,ка), брусники (дяхи). Ягоды черники являются хорошим вяжущим средством, их используют для лечения гастрита. Как отхаркивающее, разжижающее мокроту средство, применяют отвар листьев голубики. В качестве мочегонного средства употребляют отвар листьев брусники и морошки. Морошка широко распространена в тундре. Ее плоды содержат до 6% сахаров, до 0,8% лимонной кислоты, более 3,5 % пектиновых веществ. Ягоды морошки содержат также витамины А и С, соли магния, калия, хрома, меди. Лесные ненцы употребляют ягоды морошки в качестве общеукрепляющего, мочегонного и потогонного средства, а также для снижения давления и уменьшения головных болей. Коренными северянами всегда ценилась шикша (кул,ын н,оча,). Порой ее даже предпочитали бруснике, голубике, морошке. Возможно, потому что она совершенно не содержит кислоты. У этого растения много названий: шикша, водяника, вороника, дословно, в переводе с языка лесных ненцев – воронья ягода. Родовое название – Empetrum происходит от двух латинских слов: em – на и petros – камень, скала. Оно довольно точно говорит о местах обитания этого стелющегося вечнозеленого кустарничка с небольшими кожистыми листочками и черными сладковатыми ягодами, которые содержат до 7% витамина С. В народной медицине лесных ненцев шикша известна как мочегонное и противоаллергенное средство. Настоем побегов этого растения они лечат боли в суставах. Ягоды употребляют в пищу в качестве эффективного вяжущего средства при заболеваниях желудочно-кишечного тракта.

Целебными свойствами обладает черемуха (ш?л, н,оча). Ягоды черемухи черного цвета, диаметром 5-7 мм, растут небольшими гроздьями. Мякоть плодов имеет вяжущий вкус, который вызван высоким содержанием в ней дубильных веществ. В спелых ягодах содержится до 5 % сахара, а также большое количество яблочной и лимонной кислот. Плоды черемухи применяются в виде отваров или настоев в качестве вяжущего средства при расстройствах желудочно-кишечного тракта. Отвар коры черемухи обладает мочегонным и потогонным свойствами. Листья в виде настоя или чая пьют при воспалительных заболевания легких, а также как вяжущее средство. Водный настой цветков черемухи используется в виде примочек при воспалительных заболеваниях слизистых оболочек глаз. Листья и ягоды черемухи лесные ненцы заваривают и употребляют в качестве полосканий как эффективное средство от зубной боли, при расстройствах желудка, при воспалении щитовидной железы. Но в больших количествах принимать нельзя, особенно людям, страдающим повышенным артериальным давлением, так как черемуха повышает давление.

Пожилые лесные ненцы собирают мухоморы. Эти ядовитые грибы настаивают на водке, используют для компрессов. Избавиться от грибкового заболевания ног помогает трава (тонл,). Это растение входит в группу злаковых, растет по берегам рек, озер. Его стебли собирают, высушивают на солнце. Высушенную траву сжигают, пепел на ночь насыпают между пальцев ног.

Как отмечал Л.А. Лар в работе «Культовые памятники Ямала», много преданий связано с растительным миром. Ненцы верили, что местом своего пребывания духи часто избирали определенные деревья, поэтому они считались священными. Священные деревья, по убеждению ненцев, приносят людям добро, особенно когда дело касается исцеления от болезней. На ветвях таких деревьев в знак признательности вешали лоскуты яркой ткани, черепа жертвенных животных, стволы деревьев обматывали платками, материей, шкурами и т. д. Тот, кто осмеливался срубить дерево, мог навлечь на себя гнев духов, а это сулило всевозможные несчастья и даже смерть. Когда дерево срубали без предварительного увещевания его небесных покровителей, оно, по твердому убеждению ненцев, «кровоточило», «кричало от боли» или выражало негодование. Самое почитаемое дерево у лесных ненцев - береза. Из березовой древесины изготавливают предметы быта, березовые дрова согревают чум, издавна известны и целебные свойства этого дерева. В качестве общеукрепляющего средства при различных простудных заболеваниях лесные ненцы используют березовый сок или настой почек березы.

У некоторых родов священными считаются деревья с вечнозеленой кроной, которые, по поверьям, имеют особенную силу, являются символом бессмертия, долголетия, обладают магическими свойствами. К таким деревьям относится лиственница. Из лиственницы в прежние времена лесные ненцы изготавливали культовые скульптуры, при посредстве которых общались с миром духов. Лиственница (кал,в) нашла широкое применение и в народной медицине лесных ненцев. Хвоя этого дерева является очень ценным витаминным сырьем, она содержит большое количество витамина С и флавоноиды. Отвары и настои хвои известны как противоцинготное*, отхаркивающее, легкое слабительное и мочегонное средство. При воспалении легких лесные ненцы готовят настой из шишек лиственницы. Наружно настои хвои и коры применяют для лечения гнойных ран и абсцессов. Лиственничную смолу (катэс) используют для лечения ран. Смолу разогревают над огнем до тех пор, пока она не станет теплой и мягкой. Затем прикладывают к ране и не убирают до тех пор, пока она сама не отпадет от затянувшейся поверхности. Иногда к лиственничной смоле добавляют медвежий жир. После нескольких смазываний рана затягивается. Лиственничную смолу используют также в качестве жевательной резинки. Употребляют только старую затвердевшую смолу, темно-коричневого цвета, так как молодая очень вязкая. Многие исследователи утверждают, что лиственничная смола является эффективным противоцинготным средством. Из хвои лиственницы лесные ненцы готовят также витаминный настой. Свежую, промытую холодной водой хвою (примерно 150 граммов) заливают 2,5 стаканами холодной воды и оставляют настаиваться в темном прохладном месте на два-три дня, плотно закрыв посуду крышкой. Настой процеживают и пьют по стакану в день. Иногда его добавляют в чай. При туберкулезе, бронхите лесные ненцы употребляют гриб лиственницы (хал,впудюл,). Лечебным действием обладает только гриб, взятый с живого дерева, сухая лиственница для этих целей не годится. Гриб заливают водой, доводят до кипения, затем на медленном огне в течение 3 – 4 часов кипятят. Употребляют отвар по 1\2 стакана 3 раза в день. Отвар обладает приятным запахом, но очень горький, поэтому даже взрослые порой отказываются его принимать, некоторые с трудом выпивают 2-3 глотка.

Издавна лесным ненцам известны лечебные свойства ели (к?т; ка). Настой почек этого дерева обладает эффективным отхаркивающим свойством. Для лечения гнойных ран используют смолу ели (юлклэй). Смола ели обычно бывает белого цвета. Собирают ее весной, когда она свежая, но можно использовать и застывшую смолу, собранную в зимнее время. Смолу смешивают в равных пропорциях с жиром окуня и варят. Если нет жира окуня, берут жир щуки. Полученное вещество используют в качестве мази.

Лечение детей с использованием традиционных методов практически не отличается от лечения взрослых. Их лечат так же, но в соответствии с возрастом лекарственные средства дают в меньших дозах.

Лекарственные средства животного происхождения

Начало применения средств животного происхождения в качестве лекарственного сырья связано с развитием и совершенствованием оружия и приемов охоты. Свежее мясо оленей, кровь только что убитых животных, которые лесные ненцы употребляют без термической обработки, оказались прекрасным противоцинготным средством вследствие большого содержания в них аскорбиновой кислоты и других витаминов. В качестве лекарственных средств нашли применение внутренние органы животных, жир, желчь.

Гусиный, медвежий и рыбий жир применяется при обморожениях и ожогах. Ценится жир диких гусей, черной утки, которым залечивают раны, различные кожные заболевания (чесотку и лишаи). Например, при ожогах часто используют внутренний жир щуки. Им смазывают пораженные места. Жир растапливают и хранят в прохладном месте. Рыбий жир (дюл,) также применяют и с профилактической целью, им мажут открытые участки лица при длительных переездах на оленьих упряжках или «Буранах», чтобы избежать обморожения. Для лечения обморожений и ожогов используют мази, которые готовят, смешивая жиры со смолой хвойных деревьев. В качестве перевязочного материала иногда используются тонкие волокна, нащипанные из березовой коры, на которые накладывается мазь и прибинтовываются к ране. Медвежий жир считается лучшим средством от простудных заболеваний, а медвежья желчь (апын, пачча) - универсальным средством от многих других заболеваний. Порошок, соскобленный с вареных медвежьих костей, целителен для кровоточащих и гноящихся ран. Для этих же целей готовят порошок из высушенных щучьих челюстей. При ушной боли изготавливают тампоны, которые скручивают из ниток фабричного производства, пропитывают их песцовым или медвежьим жиром и закладывают в ухо.

Настойки из свежей медвежьей, оленьей желчи применяют в качестве растираний при ломоте в суставах и мышечных болях. Пьют небольшими дозами при кашле, одышке, болях в желудке, коликах, сердечных приступах, желтухе. Для профилактики различных заболеваний рекомендуют употреблять щучью желчь по одной капле в день. Желчь применяется при глазных и внутренних заболеваниях. При длительном воспалении век края их смазывают желчью медведя или птиц, используя при этом в качестве кисточки утиное перо.

Вот как описывают О. и М. Приходько в книге «Хомани» традиционные способы лечения лесных ненцев: «Когда кто-то из родственников болеет, всегда зовут бабушку. Она залечит болячку медвежьей желчью, ожог – медвежьим салом. Рану она промывает настоем ягеля. Если рана загноилась, у нее раствор багульника припасен. А если фурункул вскочил, бабушка прикладывает лепешку из внутреннего оленьего сала со смолой лиственницы. И все проходит. Подстрелит отец глухаря – бабушка желудок его высушит и истолчет. Это – лекарство для желудка».

А.В. Головнев в работе «Говорящие культуры» отмечает, что лето считается самым подходящим временем для избавления от больших и малых недугов. Вот как он описывает один из традиционных народных рецептов: «…по поверьям лесных ненцев, бородавки нужно сводить так: в самом конце июля, когда от луны останется лишь последняя «царапина», следует намазать их утиной кровью, выйти на улицу, вытянуть руки к луне и сказать: Ильхи Вэсаку, чики н,амсай пел,я мы (Лунный Старик, возьми эти кусочки мяса себе…». П.С. Алиуллина вспоминает, как в детстве бабушка учила ее выводить бородавку на руке. Нужно было вытянуть руку к убывающей луне из-под полога чума и спросить: «Дил,эй кудюмьл,ь нел,ьня’а хуссал,яш’? (Луна, кто из вас быстрее исчезнет?)» Об этом нельзя было никому рассказывать. Девочка так и сделала, а через месяц обратила внимание, что бородавка исчезла.

Занятие охотой способствовало изучению повадок диких животных и их способности к инстинктивному самолечению. Например, раненый медведь старается набросать на рану снег или прислониться к глыбе льда. Чтобы избавиться от кишечных паразитов, птицы и животные поедают мухомор и чемерицу, пользуются «муравьиными банями». Раненый хищник старается отыскать олений или лосиный рог и, улегшись раной на снег, грызет его. Кровотечение останавливается, и зверь уходит от преследователей. Все эти наблюдения нашли использование и в традиционной народной медицине лесных ненцев. Холод прикладывают при ушибах и травмах в виде холодных примочек или кусочков льда и снега.

В современной медицине также используются препараты, полученные из пантов (молал,), которые содержат большое количество активных питательных веществ и микроэлементов, способных восполнить их недостаток в организме человека. Исследования, проведенные по изучению лечебных свойств пантов, утверждают, что биологически активные вещества из пантов быстро и полностью усваиваются организмом, так как их состав идентичен веществам, вырабатываемым в человеческом организме. Название «панты» происходит от тунгусского слова «фунту», что означает молодые, наполненные кровью и покрытые кожей с пушистым волосом растущие рога оленей. Панты сверху покрыты небольшим плотным волосом, по структуре напоминающим бархат. Как рассказывает Зинаида Ыльмовна Пяк, его обжигают над костром, соскабливают острым ножом остатки волоса и употребляют в пищу мягкую хрящевую верхушку. Панты особенно полезны детям и старикам, так как обладают свойствами, укрепляющими костные ткани. Молодые рога оленя содержат большое количество важных биологически активных веществ – 20 микроэлементов, в том числе таких как никель, титан, марганец, олово, барий, свинец; аминокислоты, целый ряд фосфолипидов, стероидов, холестерин и его эфиры, способные оказывать влияние на многие функции организма человека. Современная медицина доказала, что панты увеличивают жизненную силу, укрепляют волю, излечивают общее истощение, ослабление зрения и слуха, применяются при лечении ревматизма, остеомиелита и многих других заболеваний. Панты применяют также при расстройствах желудочно-кишечного тракта. При ежегодном приеме они отдаляют приближение старости. Панты благоприятно воздействуют на иммунную систему организма, повышают физиологический тонус, способствуют заживлению ран, лечению суставных и головных болей. При истощении, малокровии больных поили киселем, сваренным из оленьих рогов. Отвары из пантов употребляли для лечения пролежней, вялотекущих инфицированных повреждений кожного покрова.

Но не только панты оленя являются важным лекарственным средством. При простуде, сильном кашле, заболеваниях печени лесные ненцы пьют растопленный костный мозг из оленьих ног. Головной мозг оленя принимают при головокружениях. При лечении язвенной болезни используется желудок оленя. Для этого, после утреннего выпаса на ягельных пастбищах, забивается олень и вынимается наполненный ягелем желудок. Затем желудок кладется под раскаленную печь на железный лист. По мере обжаривания, с поверхности желудка снимается запеченная часть и употребляется внутрь. При ушной боли лесные ненцы в ухо закапывают грудное молоко, теплый рыбий жир или растопленный костный мозг оленя. Большие раны, которые сопровождаются обильными кровотечениями, до появления современных перевязочных материалов, перевязывались свежеизвлеченным оленьим легким. Этот прием напоминает применение гемостатической губки в современной медицине.

Широкое распространение в народной медицине лесных ненцев нашли лечебные средства, приготовленные из лесных муравьев (намал,авсу). При болях в суставах больные конечности погружают на 10-15 минут в муравейник, подвергая их укусам муравьев. Об этом повествует и легенда, рассказанная жителем стойбища Пайсята Солу Вэйсовичем Пяком:

«Жили на свете два друга преклонного возраста. По вечерам от тяжелой работы на морозе часто у них болели суставы, мышцы, позвоночник.

И однажды они поспорили. Один говорит другому:

- Если у речки на помойных червей лечь, то они высосут всю болезнь из нашего тела.

А другой сказал:

- Нет, я этим червям не доверяю. Надо лечь на муравейник. Они-то уж точно помогут.

Первый не согласился, тогда решили: каждый будет лечиться по-своему.

Первый лег на помойных червей, второй – на муравейник. Так пролежали они некоторое время. Первому все тело изрешетили черви, и он умер.

Второй, когда встал с муравейника, все тело было красное, отвердевшее, все горело, жгло. Было такое упругое тело, что не только помойный червяк не мог нарушить целостность кожного покрова, но и медицинской иглой не проколоть».

Из муравьев, собранных в бутылку и настоянных в теплом месте на спирте, приготовляют мазь для растирания суставов и обработки краев загноившихся ран. С этой же целью собирают «муравьиное масло» - тягучую жидкость желтоватого цвета, появляющуюся на муравейниках ранней весной. Встречается оно довольно редко и очень ценится.

Иглоукалывание и прижигание

С лечебной целью производят прижигание, иглоукалывание и надавливание точек на поверхности тела. Раньше иглоукалывание делали при помощи костяных игл, позднее стали использовать обыкновенные швейные иглы. Лесные ненцы рассказывают, что иглоукалывание применяли, если ребенок рождался в асфиксии. Иголкой производили быстрые поверхностные уколы в кончики пальцев рук до появления крови. Если эффекта не наступало, то делали уколы в кончики пальцев ног, а при необходимости – в центр подошвенной поверхности стопы. Иногда использовали точки, расположенные на кончике носа, под носом на верхней губе, под нижней губой, на кончике языка. Для лечения артритов также, наряду с прижиганием, делали иглоукалывание сразу несколькими иглами одновременно. Для этого несколько швейных игл связывали в пучок или забивали в кусочек дерева так, чтобы их острые концы выступали над поверхностью на 3-5 мм. Кожу над больным местом предварительно натирали пеплом чаги, а затем ударяли по ней этим своеобразным игольчатым штампом. На коже появлялись капельки крови, а пепел проникал под кожу. У больных, леченных таким способом, навсегда остаются несмываемые пятна татуировки.

Применяется так называемое прямое прижигание, когда раздражаются определенные точки на коже комочком тлеющей чаги с последующим ожогом и образованием пузыря. По рассказам лесных ненцев, такие точки знают практически все, особенно старики. Прижигание является одним из самых архаичных традиционных способов лечения. Сухая чага легко воспламеняется, равномерно тлеет, выделяя при этом большое количество тепла.

Сначала щепочкой или спичкой нащупывают болевую точку на теле, накладывают на это место кусочек бумаги с заранее вырезанным небольшим отверстием, чтобы не обжечь тело вокруг выбранной точки. Для лечебного применения берут небольшое количество чаги, размером со спичечную головку, на кончике ножа поджигают, а затем прикладывают к выбранной точке на теле. Прижигание длится 2-3 минуты. Чтобы чага тлела, над ней слегка машут ножом, создавая потоки воздуха, которые не позволяют ей погаснуть. Считается, что если точка выбрана правильно, то горящая чага должна отскочить с легким треском от образовавшегося пузыря. Затем бумагу убирают, и процесс повторяют до тех пор, пока чага не перестанет отскакивать. Тогда пепел прижимают кончиком ножа и оставляют. Кожа перед прижиганием не обрабатывается, а после образования ожога повязка не накладывается. Обычно на первом этапе используется внутренний рыхлый слой чаги, он менее горюч, поэтому процесс прижигания не столь болезненный. На следующих этапах берут твердый наружный слой, который и оказывает основное терапевтическое действие. Лесная ненка Светлана Пяк рассказывала, что в детстве у нее сильно болела рука. С помощью чаги в двух местах в области запястья сделали прижигание. С тех пор рука не болит, но сохранились следы прижигания.

При головных болях делают прижигание в области шеи, при заболевании почек – в области поясницы. Для подавления мучительного кашля делают прижигание точек на тыльной поверхности кисти между основными фалангами безымянного пальца и мизинца, а также над ключицами. Однако прижигание не применяется при кровохаркании, болях в сердце и при беременности. Для оказания неотложной помощи при обморочных состояниях используется метод пальцевого надавливания. При этом сдавливаются кончики пальцев рук или ног пострадавшего. При простуде, болезни суставов лесные ненцы прикладывают компрессы к груди, спине, суставам. Компрессы делают из распаренного ягеля или из прокаленного песка, насыпанного в мешочек. В качестве закрепляющего средства при желудочно-кишечных расстройствах пьют размешанный в воде порох. При порезах лесные ненцы употребляют трутник , его накладывают на рану, он не пропускает кровь. Для остановки кровотечения используют белемниты (ракушки), которые скоблят ножом или напильником и засыпают в ранку. Этот же порошок используют в качестве антисептического средства при болях в горле. При сильных головных болях лесные ненцы накладывают тугие повязки на виски.

Лесные ненцы широко используют лечебные свойства меди. Применяют ее при переломах. Считается, что благодаря ей кости срастаются намного быстрее. Медь скоблят наждаком, разводят полученный порошок в небольшом количестве воды и принимают внутрь. Лесная ненка Полина Солувна Алиуллина (Пяк) вспоминает, что ее дед всегда хранил кусочек меди и напильником соскабливал с него порошок.

При заболеваниях суставов кисти рук на палец надевают медное кольцо. По его цвету определяют, наступает выздоровление или нет. Считается, если внутренняя поверхность кольца светлеет, значит, больной скоро пойдет на поправку.

Народная гигиена

Одним из важнейших разделов традиционной медицины являются гигиена и профилактика заболеваний. Так, лесные ненцы надевают традиционную меховую одежду, сшитую мехом внутрь, прямо на голое тело. Благодаря особенностям кроя, тепло концентрируется внутри и греет верхнюю часть: в области спины, груди, плеч, а за счет вырезов для головы и прорезей для рук регулируется тепловой режим внутри одежды. Мех оленя, из которого сшита одежда лесных ненцев обладает особыми гигиеническими свойствами. При контакте с кожей он хорошо впитывает влагу. Во время движения мех постоянно массирует кожу, способствуя кровообращению. Е.Г. Сусой в работе «Из глубины веков» пишет: «Благодаря своей жесткости и трубчатости, он нашим предкам и нам заменил баню, освободив человека от ее строительства в суровых климатических условиях. Правда, об этих качествах и достоинствах оленьего меха никто из наших предков не сказал нашим дедам и нам. Да и наука молчала. Поэтому мы не догадывались о том, что невысокий волосок на оленьей шкуре освобождает наше тело, как в бане, от всех нечистот. И лишь со временем мне стал понятен механизм очищения нашего тела с помощью одежд из оленьих шкур: каждая ворсинка вбирает в себя из пор все потовые отложения и под их тяжестью обламывается. Поэтому у наших предков выработалась привычка не носить одежды из разных тканей. Кроме всего сказанного, олений мех может оказывать и психотерапевтическое воздействие на нервную систему…».

Волос оленя внутри полый, благодаря этому он надежно держит тепло. Поэтому, даже грудных детей заворачивают в оленьи шкуры. В тундре у малышей никогда не бывает опрелостей. Это связано с особым типом питания и одежды. Лесная ненка Светлана Адивна Пяк рассказывала, что когда к ней в гости из тундры в поселок приехала сестра, вырастившая десять детей, то очень удивилась, увидев опрелости у ее ребенка, завернутого в пеленки фабричного производства. Она подумала, что это диатез, так как раньше жительнице стойбища такого видеть не приходилось. В чуме для того, чтобы у детей не было опрелостей, для колыбели используют труху (посама), которую получают из полусгнившего ствола березы. Она обычно бывает белого или светло-желтого цвета, состоит из мелких кусочков и хорошо впитывает влагу. Веками проверенный способ содержания ребенка в колыбели в суровых климатических условиях севера показывает его практичность. Перепревшая труха не только обладает гигроскопичностью, но и выделяет тепло, поэтому ребенку не холодно в люльке даже в сильный мороз. В качестве гигиенического порошка также используют труху из сгнившего ствола березы, которая обычно бывает коричневого цвета. Ее насыпают в кисы и рукавички. Порошок хорошо впитывает пот, и в них всегда сухо. Кроме того, для гигиенических целей готовят порошок или отвар из чаги. Обычно в последних числах февраля женщины заготавливают березовые стружки (вал,л,ам), которые затем используют в качестве полотенец и для гигиенических процедур.

В целом же, на нормы быта, в том числе, семейного, оказывает большое влияние межэтническое общение, и они подвергаются изменениям, присущим современному урбанизированному образу жизни. Квалифицированная медицинская помощь до конца первой четверти XX в. на территории компактного проживания лесных ненцев практически отсутствовала. Установившаяся в начале 20-х годов XX века Советская власть на Севере начала мероприятия по оказанию медицинской помощи коренным жителям. Еще в начале 1930-х гг. в тундре и тайге Ямало-Ненецкого округа была развернута просветительская работа. Эту задачу взял на себя так называемый «красный чум», который представлял собой бригаду специалистов по ликвидации неграмотности, пропаганде, ветеринарии, организационной работе. Во время командировок бригада устанавливала обыкновенный чум. «Красным» его называли потому, что этот цвет символизировал принадлежность к большевистской партии, революции, социализму. В сохранившемся в архивных документах плане работы «красного чума» есть пункты, отражающие основные направления работы в области гигиены. Например, некоторые из них гласят:

- О чистоте чума. Обучить производить уборку в чуме.

- Провести конкурс на лучшую чистоту чума.

- Приготовление пищи. О чистоте посуды.

- О заразных болезнях и мерах предупреждения.

- О стирке белья, мойке рук, детей и т.д.

Начало плановой медицинской помощи народам Севера связано с деятельностью Комитета Севера, который руководил организацией постоянного и планомерного медицинского обслуживания коренных жителей. Лечебные учреждения создавались в существующих населенных пунктах, на вновь открываемых факториях. Но создание сети медицинских учреждений не решало все проблемы по улучшению состояния здоровья коренных жителей. Большая территориальная разобщенность, кочевой образ жизни, живучесть бытовых традиций и обычаев, языковой барьер сдерживали от обращения за медицинской помощью. Требовалось проведение активной разъяснительной работы для перелома в сознании лесных ненцев. Для этого организовывалось бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное снабжение медикаментами. Постепенно для лесных ненцев очевидной становилась польза обращения за помощью в медицинские учреждения. Но не всегда у коренных жителей была возможность добраться до больницы, порой стойбище находилось далеко от поселка, не было рации. Бывало, что приходилось идти пешком до ближайшего населенного пункта, преодолевая большие расстояния, переходя многочисленные реки и речки вброд. Иногда больные ждали помощи по несколько недель. Кочевой образ жизни лесных ненцев вызвал необходимость создания постоянно действующей мигрирующей медицинской службы – разъездных фельдшерско-акушерских пунктов. Их работники, кочуя вместе с семьями лесных ненцев, оказывали медицинскую помощь, проводили всеобщую вакцинацию, а в случае необходимости эвакуировали больных санитарной авиацией в лечебные учреждения. Эти меры сыграли большую роль в ликвидации эпидемий натуральной оспы, сибирской язвы. Уменьшилась заболеваемость туберкулезом, венерическими и кожными болезнями, снизился уровень детской смертности. В настоящее время в тундре работает санавиация, проводятся медицинские осмотры, фельдшеры объезжают стойбища и делают детям прививки. У лесных ненцев имеется транспорт, на котором они могут добраться до ближайшего населенного пункта, воспользоваться квалифицированной медицинской помощью, приобрести необходимые лекарства в аптеке.

Н.А. Чеботаева