Домашняя утварь

Процесс создания вещей и их функционирование в традиционной культуре лесных ненцев, в отличие от современных технологий, направленных на покорение внешнего мира, ориентирован на сотрудничество с ним. Такое отношение к природному окружению легло в основу выбора материалов для изготовления традиционных предметов быта, одежды, орудий труда лесных ненцев. Пригодность материала в этом случае, определяется не только его физическими свойствами – теплопроводностью, прочностью, а также придаваемым ему символическим значением. Только единство символического и практического при выборе материала определяет полезность будущего предмета. Важное значение в традиционной технологии изготовления вещи имеет также процесс придания ей определенной формы, цвета, нанесения орнамента. В традиционных представлениях, бытовые предметы могут не только удовлетворять утилитарные потребности, но и обладать особыми свойствами. Так во многих сказках и мифах лесных ненцев некоторые вещи, предметы быта наделяются сверхъестественными силами и возможностями. Женская колотушка (дян,кшан,) для сбивания снега с покрышек чума, одежды и обуви может стать и орудием защиты от врагов. Колотушка имеет саблевидную форму, и вероятно поэтому наделена способностью орудия защиты и может «не пустить в дом» чужое, уличное. В сказке о проделках злой кикиморы Палснэ маленький мамин гребешок для волос может в минуту опасности превратиться в дремучий лес и спасти детей. «Сестра, спаси меня! – кричит мальчик, к которому Палснэ уже протягивает руки. Но сестра бросает мамин гребешок, и тут же возникает дремучий лес. Пока Палснэ по нему блуждала, дети дошли до берега большого озера».

К таким предметам можно отнести и очажный лист, на котором разводится костер или устанавливается печь-буржуйка. В быту очажный лист используется по прямому назначению, он предохраняет от возгорания. Но наряду с выполнением утилитарной функции, очажный лист оказывается высоко семиотичным предметом, как перекрытие входа в Нижний мир, как приобщение к нему или, напротив, защита от него. Обыкновенный котел для приготовления пищи до сих пор является одним из ритуальных предметов. Наряду с личными вещами покойного он участвует в исполнении похоронного обряда. Если умер старший член семьи или хозяйка чума «ушки» котла отламываются, в днище выбивается отверстие, и его оставляют перевернутым на кладбище, около могилы.

Орудия труда, принадлежащие мужчине, тоже наделены способностью, оберегать от злых сил, приносить удачу на охоте, служить орудием защиты от диких зверей. Таким орудием защиты, кроме ружья и лука, может стать обычный шест - хорей для управления оленьей упряжкой (нал,ян,пан,). На один конец, которым понукают оленей надевается костяной наконечник (пашку), на другой - железный наконечник. Он служит в качестве противовеса, но его форма в виде плоского меча со срезанным концом, позволяет наносить удары при нападении диких животных. Один из способов уберечь оленей от болезней и травм, связан с поверьем и сегодня бытующим у лесных ненцев, который запрещает рубить в чуме даже в сильные морозы бревна для растапливания очага.

Символом достоинства мужчины считается пояс. На нём сбоку закреплен нож, сзади точильный брусок и амулеты-обереги. В качестве амулетов к поясу подвешиваются гильзы от патронов, медные бляшки, клык медведя. Нередко кожа по всей длине инкрустируется костяными или медными бляхами. В специальном мешочке (шидян шеи) на поясе хранится точильный брусок. По форме он похож на женскую сумочку для хранения рукодельных принадлежностей, только меньше размером и к его устью пришивается суконная или кожаная петля для насаживания на пояс. Сумочка шьется из замши, лицевая сторона украшается меховым и суконным орнаментом. Окантовка, как правило, выполнена из белого оленьего камуса. Как и в отношении женской сумки для рукоделий, бытует поверье, что этот мешочек олицетворяет мужскую селезенку и всегда должен быть полным, иначе хозяин может заболеть. Отправляясь на промысел или выполняя различные хозяйственные дела, мужчины подвешивают на пояс вместо одного ножа несколько ножей и связку разнообразных инструментов: шило, мелкие костяные детали упряжи.

Многие мужчины в недавнем прошлом, когда бытовала традиция класть табак под нижнюю губу, имели небольшой меховой мешочек для хранения березовых стружек предназначенных для его фильтрации. Стружку клали сверху на табак и постепенно табак высасывали. Такой мешочек шьют из носовой части оленьего лба, с применением несложного орнамента из мелких узоров либо его расшивают и окантовывают полосками меха выдры. Для размалывания табака используется деревянная ступка в форме стакана на ножке, изготовленная из тонкого цельного ствола березы. К ступке на веревке или замшевом ремешке привязан пестик. Для хранения табака мужчины изготавливали табакерки (шунл,ы) из рога оленя. Такая табакерка подвязывалась к поясу мужчины. Основной запас табака хранился в чуме в больших табакерках, которые обычно выдалбливались из ствола осины диаметром около 15 сантиметров. Сверху табакерка закрывалась крышкой. Нередко табакерка декорировалась несложным орнаментом в виде зубцов Традиционным предметом, которым мужчины пользуются и сегодня, являются самодельные очки. Их носят в период яркого слепящего солнца. Снеговые очки изготавливаются из кожи или бересты. Края обшиваются тканью, заячьим или беличьим мехом. Очки имеют узкие длинные прорези, фиксируются на затылочной части головы при помощи веревочек, сделанных из кожи оленя. Прорези для глаз очень узкие, чтобы глаза были, как можно больше, защищены от проникновения яркого солнца

Непременным атрибутом женского имущества являются различные мешки и сумки, выполненные из оленьих шкур. Традиционная женская сумочка для хранения рукодельных принадлежностей (тущан,) является основным орудием и символом достоинства женщины, как для мужчины пояс с подвешенной на нем связкой ножей и инструментов. Её нельзя хранить без содержимого для швейных принадлежностей: игольницы с иголками, наперстка в наперстнике, лоскутков меха и ниток из сухожилий, сукна для украшения и обновления изделий, разных шнурок, запасных игл. Нитки из сухожилий должны быть привязаны к специальной петле (тынушаяша). Нельзя также оставлять сумочку на мужской половине постели в чуме. Эти представления, скорее всего, имеют рациональную основу. Пошив одежды и обуви - основное занятие женщины на протяжении всей ее жизни, поэтому если сумочка пустая, значит женщина не такая искусная мастерица, или она просто «неряха», которая разбрасывает свои рукодельные принадлежности по чуму. Выходя замуж, невеста в первую очередь забирает с собой сумочку для хранения рукодельных принадлежностей, даже если девушка выходила замуж без согласия родителей и лишалась наследства.

Каждая девочка с того времени, как она постигает навыки шитья, примерно с 4-5 лет, также становится обладательницей такой сумочки. Сумочка снизу имеет закругленную форму, устье заужено. Лицевая часть шьется из лобной части меха оленя. Для соединения деталей по бокам вставляется полоса крашеной замши (ровдуги). Красят ровдугу красным песчаником или соком лиственницы. Овальную форму стенок подчеркивает орнаментальная полоса меховой мозаики, идущая по краю. Сумочка декорируется подвешенными по краям металлическими пуговицами, гильзами от патронов, которые служат своеобразными оберегами от злых духов. В бытующем у лесных ненцев поверье, у сумочки есть своя покровительница, дух - хранительница женских швейных принадлежностей (ниба ката). Её образ связывают с пауком, который, всю свою жизнь трудится, плетя паутину. Считается, что если убьешь паука, то ниба ката упрячет швейные принадлежности, а женщина без них свое назначение не оправдывает. С образом паука связана также традиция не «разбрасывать» волосы, а собирать их. В одной из легенд тундровых ненцев, записанной известным художником и этнографом Л.А. Ларом, пауки - творение бога Нижнего мира Нга. Он наделил пауков способностью плести из человеческих волос сети, куда будут попадать люди и звери для пропитания Нга. Он даже научил пауков человеческой речи. «Долго ли это длилось, только Нуму одному известно. Решил как-то Нум осмотреть свои владения. Смотрит на землю, а там много костей валяется. По земле бегают страшные насекомые и едят все, что на пути попадется. Поглядел под землю: Нга от обильной еды потолстел так, что еле передвигается. На земле осталось мало людей и животных, Рассердился Нум на Нга, взял свой посох и ударил по паукам. Пауки сразу уменьшились в размерах. Стали они маленькими». С тех пор пауки ловят только насекомых, их сети-паутины уже не могут поймать человека. Но бытует поверье: «Не разбрасывайте свои волосы, а то паук соберет и сплетет большую сеть. По этой сети он (Нга) вернется к нам на Землю. Не убивайте пауков, а то Нга сделает их большими. Тогда они съедят всех людей на земле». С тех пор люди свои волосы собирают их, чтобы пауки не сплели большую сеть. Считается, что паук - священное животное.

При кочевом образе жизни для хранения вещей и различных заготовок для пошива одежды и обуви, наиболее удобны мягкие сумки, сшитые из оленьего меха (патку). Они имеют форму полуовала, при этом ширина изделия значительно превышает высоту. Боковые стороны шьются из замши. Передняя сторона украшается мозаичным орнаментом (ютак), по краям вшивается суконный кант (талкаптама). Устье сумки обшивается полосой из ровдуги или окантовывается белым мехом, и пришиваются замшевые завязки. Тыльная сторона обычно не орнаментируется. Сумки бывают разных размеров, средний размер – 40 х 60 сантиметров. Они служат для хранения камуса, меха с лобной части головы оленя, заготовок для пошива меховой обуви, запаса древесных стружек, перьев. Используется также в качестве подушки или для теплозащиты - на ночь на нее укладывается выделанная оленья шкура. Сумки занимают в чуме строго отведенное место - на краю женской постели со стороны входа в чум.

Шьются также специальные мешки для хранения женской обуви, для подарков новорожденному, для хранения ритуальных принадлежностей. В качестве материала для пошива таких мешков в недавнем прошлом использовали замшу, которую женщины выделывали из шкур молодых оленей. Для получения замши шкуру несколько дней вымачивают в воде, затем выщипывали длинный ворс, а подшерсток снимали скребком. Обработка мездровой стороны проводилась так же, как и при подготовке шкуры для пошива летней одежды и обуви. Современные лесные ненки для пошива мешков часто используют обычный брезент.

Мешок для хранения женской обуви (шунпаты) и сама женская обувь, как уже отмечалось выше, хранятся на специальной нарте, отдельно от всех других вещей. Это связано с представлением лесных ненцев о способности женщины, а точнее ее шага и, соответственно, ног и обуви, «общения» с силами Нижнего мира. А.В. Головнев отмечает, что «В легендах описываются случаи, когда герой одолевает врага, но не может его умертвить (в силу его чародейской способности мгновенно сращивать раны). Тогда герой призывает на помощь женщину (обычно сестру) и просит перешагнуть через врага, отчего сквозь раны прорывается кровь, и наступает окончательная смерть».

Мешочек для подарков новорожденному шьется также из замши. В замшевом мешочке для ритуальных принадлежностей хранятся: кусочки меха выдры, кусочки высушенных внутренностей и косточек выдры, кусочки гриба чаги, березовые почки, стружки для окуривания чума и людей при проведении обряда очищения.

Традиционная кухонная утварь лесных ненцев была деревянной. До сих пор используются самодельные деревянные ложки, которые мужчины вырезают из березы. Ложки, в зависимости от их функционального назначения, различаются по длине ручки и по глубине полости. Ложка – черпак для выемки рыбы и мяса (вал,афшан,) примерно 60 см в длину, что позволяет перемешивать пищу непосредственно в процессе варки, глубина полости до 1 см. Существенно короче ложка для сбора жира (пяй купъйша), ее длина 30 см, но совковая часть глубже, примерно 4 см. Для хранения жидкостей, мясной или рыбной пищи, а также для еды пользуются разнообразными подносами и блюдами. Отварную рыбу или мясо выкладывают на большое деревянное блюдо (пяй кычча) глубиной до 6 см, имеющее ладьевидную форму с плоским дном. Ширина блюда обычно 25 см, длина 50 см, толщина стенок 1-2 см. Такое блюдо удобно в использовании, поскольку оно устойчиво, и пища в нем долго не остывает. Для сбора ягод и грибов используют берестяной туесок (колку) и короб из бересты (тайку). Берестяная посуда изготовляется вручную из вываренной бересты, которую сшивают нитками, изготовленными из сухожилий оленя. Металлическая столовая посуда стала появляться у лесных ненцев с началом активных товарных обменов между коренным населением Севера и русскими поселенцами, т.е., вероятно, с конца XVII в. Первоначально это были медные чайники, котлы, ложки. Котлы приобретались в Мангазее или на Обдорской и Сургутской ярмарках. Они были изготовлены из меди, чугуна или железа без крышек и имели дужку для подвешивания над костром. Каждая семья имела такой котел, его очень берегли, так как горящий очаг в жилище, полный котел мяса или рыбы на огне были символом стабильности и достатка. Если вечером «варили котел»- значит, день прожили хорошо, была добыча. Котлы (нал,амай дет) имели форму круглого таза с широким плоским дном и невысокими стенками. Чайники предпочитали медные, вместительные до пяти литров. В отличие от современных, высота такого чайника значительно меньше, чем ширина. Крышка не «утапливается» в горловину чайника, а как бы надевается сверху. Это очень удобно, когда чайник подвешивается на открытом огне, такая крышка предохраняет от попадания пепла внутрь чайника.

Традиционный набор домашней утвари в быту лесных ненцев сохранялся вплоть до конца 30-х годов ХХ века. Постепенно стали выходить из употребления деревянные блюда, вместо них используют эмалированные и пластмассовые емкости. Традиционные черпаки заменяются поварешками, а деревянные ложки металлическими. Медные чайники и котлы заменили эмалированные ведра и чайники.

М.И. Гардамшина