Охота

Особенности ландшафта, определяющие состав растительного мира, влияют и на формирование животного мира, который в свою очередь является основным фактором, определяющим отрасли традиционного хозяйства лесных ненцев. Обилие водоплавающей дичи и пушного промыслового зверя в пойме реки Пур дают возможность для ведения промысловой охоты. Но до появления русских на Севере пушной промысел не был ведущим занятием лесных ненцев. Традиционная хозяйственная деятельность была связана в основном с охотой на дикого оленя, в сочетании с рыболовством, охотой на мелкого зверя и транспортным оленеводством. А.В. Головнев отмечал, что «таежно-ненецкое хозяйство почти не зависело от торговли и обмена, будучи натуральным, в большинстве отраслей, от оленеводства до собирательства (пушной, преимущественно беличий, промысел не был ведущим занятием)».

После присоединения Сибири к Российскому государству возникла необходимость уплаты ясачной дани, которую лесные ненцы могли платить в основном пушниной. Именно тогда, по мнению исследователя культуры лесных ненцев Г.Д. Вербова, возникает термин «кунная самоядь», которым обозначались проживающие в бассейне р. Пур лесные ненцы: «Поскольку лесные ненцы населяли часть территории, входившей в Сургутский уезд, можно предположить, что термин «кунная самоядь» относится к ним. Употребление слова куна - мех, употреблявшийся вместо денег и при меновой торговле… могло быть использовано для именования группы лесных ненцев, которые, живя в тайге, могли платить ясак главным образом пушниной, не имея сколь-либо значительного количества оленей».

Основными объектами промысловой охоты лесных ненцев являются как тундровые, так и таежные животные: соболь, ондатра, выдра, горностай, лисица, заяц-беляк, лось, медведь. В долинах рек Тыдыотта, Пурпе, Пякупур, Харампур, Айваседопур, Пур, Часелька и междуречьях, занятых лесными массивами, обитают лоси, белки, соболи, горностаи, большое количество боровой дичи. К примеру, в бассейн р. Пур мигрирует песец, северный олень. Наиболее крупные стада дикого северного оленя обитают на его правобережье. Основные соболиные угодья сосредоточены к востоку от р. Айваседопур, а также в верховьях р. Пурпе. Меньшее значение в качестве охотничьего промысла имеет горностай, лось, водоплавающая дичь. Ондатра обитает почти на всех притоках р. Пур. В бассейне р. Еркалнадепур (приток р. Пур) обитают дикая норка и небольшие популяции бобра. Пернатый мир также достаточно разнообразен. Белая куропатка, тетерев, глухарь, рябчик, разные виды уток водятся в этих местах в большом количестве. Территория расселения лесных ненцев имеет хорошие условия и достаточные ресурсы для развития охотничье-промыслового хозяйства.

Охотничий экологический календарь

Охотничий промысел, как и все хозяйственные занятия лесных ненцев, осуществляются по собственному экологическому календарю. Традиционный календарь складывается на основе природного цикла фенологических явлений и хозяйственных работ. В отличие от современного времяисчисления, год лесных ненцев состоит из двух полугодий, которые считаются отдельно зимними и летними годами, а также шести сезонов. В определении той или иной части года, важное значение придается долготе дня и ночи, времени наступления дождливых дней и морозов, расположению звезд, солнца и луны.

Зимний год состоит из двух половин – осени (мыл,ичу) и весны (н,ал,а). Осень делится на раннюю (тан,няны) и позднюю (хыл,анян,ы). Весна делится на период, который ближе к зиме (ныл,ан,якэв хэвхай) и который ближе к лету (вынуй нян,хэвхай). Весь зимний год насчитывает восемь месяцев. Отсчет каждого месяца начинается с 15 числа.

15 сентября – 15 октября, месяц гона оленей (кол,л, дил,л,и)

15 октября – 15 ноября, месяц выпадения рогов молодых оленей (нючадём мал,кумшан,)

15 ноября – 15 декабря, месяц выпадения рогов быков оленей (н,ал,кадём мал,кумшан,)

15 декабря – 15 января, месяц холода (чешча дил,л,и)

15 января – 15 февраля, месяц раннего подъема (солнца), утренний месяц (дюл,нуй дил,л,и)

15 февраля – 15 марта, безветренный месяц (хэнопчал,ама)

15 марта – 15 апреля, месяц охоты на лосей и сбор дичи (пий нятупл,ама)

15 апреля – 15 мая, месяц вороны (вал,нъй дил,л,и), месяц отела оленей (ты вытюл,ама)

С наступлением зимнего Нового года лесные ненцы перекочевывают в пойменные леса, где теплее людям и оленям, где можно укрыться от холодных зимних ветров. В этот период совершаются обряды жертвоприношений небесным богам. По поверьям лесных ненцев, это делается с той целью, чтобы зима не была сильно холодной, чтобы было много зверей и дичи, чтобы снег был рыхлым для оленей.

Встреча летнего Нового года отмечается лесными ненцами праздником вороны. Этот праздник описан в книге П.Г. Турутиной «Сказка о серой мышке»: «Наступила весна. К стаду оленей прилетели галки и вороны. Куропатки закричали: «Канев! Канев! Канев!» По утрам и вечерам затоковали глухари: «Цок-цок-цок!».

В стойбище съехалась родня на вороний праздник. Дарили гостям лапы и оленьи лбы на рукавички и подошвы мужских кисов. Обрезки шкур на чулки-топаки и прочие нужные вещи. И иначе просто было нельзя. Потому что с древних пор вороний праздник в народе считается днем благотворительности». Празднование летнего Нового года проводится у Священной горы, где совершается обряд жертвоприношения и камлание шамана. «И шаман начал гадать на жилах, спрашивая у небесного бога Нума, бога Огня, бога Воды и бога матушки Земли о том, чего ждать впереди. Будет ли рыба в реках и озерах? Не постигнут ли болезни людей и оленей? Будет ли урожай на ягоды, грибы и орехи?».

Летний год состоит всего из четырех месяцев и начинается с периода, когда сходит снег (примерно 15 мая). Названия летних месяцев также связаны с определенными явлениями, происходящими в природе.

15 мая – 15 июня, месяц икрометания рыбы (пювш)

15 июня – 15 июля, комариный месяц (недян,к мал,ьша), месяц вылупления птенцов (вехел,евш)

15 июля – 15 августа, месяц смены оперения у птиц (дяптшан,)

15 августа – 15 сентября, месяц листопада (вепа дил,л,и)

Началу охотничьего сезона предшествует подготовительный этап, который имеет большое значение для ведения промысловой охоты. Вот как описывает время начала охоты М.А. Кастрен: «На дворе осень, и самоеды сидят в своих маленьких деревушках, занятые каждый приготовлениями к предстоящей охоте. Мужчины куют и столярничают, женщины шьют и пекут. Только что установится зима – вся деревня начинает снаряжаться к отъезду». Подготовительный этап - это первые охотничьи рейды, они кратковременны и носят поисковый, отчасти промысловый, характер. Особенность этого этапа состоит в том, что охотник (каньдяна) замечает маршруты передвижения зверей и составляет своеобразную карту, намеченных для промысла мест. В это же время «прокладываются» оленьи и лыжные дороги.

Опыт поколений лесных ненцев содержит много практических сведений о среде обитания, повадках зверей, птиц, рыбы. Природная наблюдательность лесных ненцев, свойственна всем коренным народам, проживающим в суровых климатических условиях Севера, и имеет большое значение в процессе охоты. Умение ориентироваться на местности, является необходимым качеством охотника. Лесные ненцы легко ориентируются по звездам, по кроне деревьев, по берегу реки, по солнцу. А.В. Головнев отмечает, что «почти каждый из них сумеет начертить на снегу или бумаге схематический план местности». Для определения месторасположения стойбища во время охоты они используют своеобразный биологический компас. Ранней зимой, когда первый снег засыпает траву, под действием ветра она ложится в определенную сторону от стойбища. Во время охоты, раскапывая снег, охотник видит в каком направлении лежит трава и определяет направление движения в сторону стойбища. Лесные ненцы умело используют для ориентира многообразие следов жизнедеятельности животных: места кормежки, норы, лежки, «хатки». По рассказам лесной ненки П.С. Алиуллиной (Пяк), отец с детства учил их ориентироваться на промысловых угодьях. Ориентирам служили лес, озеро, места, связанные с определенным событием, которые хорошо всем известны: встреча с медведем, смерть оленя, появление на свет щенка у любимой собаки, поломка охотничьих лыж. Охотники, после возвращения в стойбище, в описаниях мест охоты, упоминали, что охотились в местах, с которыми связаны те или иные события. Давая детям первые уроки ориентирования, взрослые надрезали кору на деревьях, по пути в лес разбрасывали веточки в одну сторону, возвращаясь из леса – в другую. Начиная с семилетнего возраста, отец или старший брат прививают мальчику навыки охотника и передают охотничьи секреты.

Каждая семья имеет свои охотничьи угодья, хотя они и не закреплены за ней административно. Правовые отношения на владение промысловыми угодьями регулируются неписаным родовым правом собственности. Во все времена охотничьи и рыболовные угодья находились в наследственном владении аборигенов без права их отчуждения в чью бы то ни было пользу. Их нельзя было продать, заложить, подарить, завещать, сдать в аренду. Современные правовые отношения на родовые угодья регулируются Законами по вопросам прав коренных и малочисленных народов Севера.

Охотничьи принадлежности

Как и все народы Севера до знакомства с русскими, лесные ненцы для изготовления охотничьих принадлежностей использовали подручный природный материал. К основным охотничьим принадлежностям этого периода можно отнести самодельные луки (н,ынн) и стрелы (лукки), самоловы (денс), капканы (дян,ку), нож (пян,кал,л,), лыжи (л,ампа).

Лук склеивался из двух пород деревьев - ели и березы, оклеивался слоем бересты и укреплялся связками сухожилий. Тетива изготавливалась из скрученных толстых оленьих жил. Деревянные оперенные стрелы были снабжены железными или костяными наконечниками разных типов. Раздвоенный наконечник использовался на птицу, граненый – на крупного зверя, тупой – на белку и других мелких зверей.

Самоловы подразделялись на два типа: переносные и стационарные. Переносные позволяли охотнику свободно преследовать добычу и устанавливать самоловы на путях миграций зверей. К самоловам переносного типа относятся: черканы, всевозможные силки (денс) и петли (мялян,), капканы (дян,ку). Черкан, по описанию известного этнографа А.А. Попова, представлял собой лук, привязанный горизонтально к узкой четырехугольной раме, и целой системы из деревянных палочек разных размеров. Зверек, стараясь сорвать наживку, нарушал равновесие этих палочек, одна из которых под действием тетивы прищемляла зверька. Черкан использовался обычно для охоты на горностая или белку. Силки и петли изготавливались из сухожилий оленя и использовались для ловли птиц. Современные лесные ненцы используют для изготовления петель отожженную металлическую проволоку. Капканы различались по принципу захвата и удержания зверей и по конструкции. Использовались давящие и ущемляющие капканы. Давящий капкан имеет прижимную раму, в которую за приманкой проходит животное и рама захватывает его за шею, голову или туловище. Ущемляющий капкан бывает небольшого размера и представляет собой стальные дуги, сжимаемые под действием силы пружины. Попавший в такой капкан зверь захватывался за лапу. Стационарные самоловы изготавливались на месте промысла из бревен или другого подручного материала. Самоловы такого типа не требовали обязательного присутствия и активного участия охотника. Это позволяло одновременно охотиться на несколько видов зверей и на птицу. Традиционными самоловами стационарного типа, которые используются лесными ненцами на протяжении многих веков, являются ловушки давящего типа - пасти, кулемы, слопцы. Пасть состоит из двух рядов кольев (по 10 с каждой стороны), прочно вбитых в землю, высотой около 40 см. и образующих коридор, в конце которого устанавливается давящее устройство. Оно представляет собой два или несколько скрепленных вместе бревен длиной от 2 до 4 метров, которые крепятся под наклоном с помощью нескольких кольев. Под давящим устройством помещается приманка. Зверек проникает внутрь пасти за приманкой, задевает давящее устройство и оно, падая, придавливает его. Используется пасть для добычи пушнины. Шкурка при этом оставалась целой, но часто попавшая в пасть добыча поедалась дикими зверями. Кулема сооружается из семи «настороженных» бревен и применяется, в основном, для добычи крупного зверя - медведя или росомахи. Слопцы используются для охоты на лис, глухарей, тетеревов. Иногда слопцы применяются для добычи медведя. Скрепляются 2-3 небольших бревна, один конец которых, лежит на земле, а другой приподнимается и закрепляется, в таком положении, системой «сторожков». Зверь наступает на «сторожки», и обрушивает на себя давящее устройство. При установке слопца на медведя или лису в ловушку помещается приманка.

После присоединения Сибири к Российскому государству у лесных ненцев появляются кремневые и пистонные ружья. В качестве заряда кремниевого ружья служили дробь (пучу`лукки) или порох (дян,). Для хранения дроби использовалась специальная дробовница (мешочек для дроби), изготовленная из оленей кожи с вставленными по бокам кожаными ремешками. Для горлышка дробовницы применялась полая часть рога оленя. Такой мешочек подвешивался к поясу охотника или хранился в кармашке пояса. Подсумок для пороха обычно был деревянный. Подсумок крепился к поясу с помощью кожаных ремешков.

В фондах Музея освоения Севера имеется шомпольное кованое гладкоствольное ружье (поскан), которым пользовались лесные ненцы вплоть до начала XX в. В Музей ружье передали жители стойбища Пяко-Пур. Длина ствола ружья 90 см, внешний профиль имеет форму восьмигранника, внутренний – круга. По краям ствола нанесена примитивная инкрустация в виде насечек. У основания ствола сделано отверстие для воспламенения заряда.

Современные лесные ненцы используют гладкоствольные и нарезные охотничьи ружья – мелкокалиберные винтовки (пентшата), карабины. Зимой, после возвращения с охоты в чум, ружье плотно заворачивается в оленью шкуру, чтобы после мороза не образовались капли влаги, и не появилась ржавчина. Завернутое ружье на несколько часов оставляют в мужской половине чума. Когда ружье постепенно примет температуру окружающего воздуха, его разворачивают. Некоторые охотники используют для этих целей сохранившиеся чехлы от луков, изготовленные из оленей кожи, которые передавались по наследству от деда или отца.

Важной принадлежностью ненца-охотника является мужской пояс (нин,виддя). Мальчик, становясь самостоятельным (примерно в 10-12 лет), получает от отца пояс. Он изготавливается из оленей кожи и украшается бляхами из меди, нержавеющей стали, пуговицами. Нередко встречаются пояса украшенные амулетами, выточенными из бивня мамонта. Справа к поясу прикрепляется точильный камень, зачехленный в мешочек из оленьей кожи. В кармашке пояса часто лежит медвежий клык, который издавна считается символом удачи и оберегает, по представлениям лесных ненцев, от злых духов. Слева к поясу прикрепляется нож (пян,кал,л,) в ножнах. Ножны вытачивают из дерева, преимущественно из кедра. В качестве украшения ножны обтягиваются кожей. Клинок изготавливается из напильника или пружины капкана. Лезвие затачивается с правой стороны, по типу сапожного ножа. Лесные ненцы не делают предварительно несколько заготовок. Решив сделать новый нож, они делают его от начала до конца. Процесс изготовления, по представлениям лесных ненцев - это своеобразный ритуал, от исполнения которого мастер должен получать наслаждение, только тогда нож принесет удачу на охоте. Рукоятка ножа изготавливается из различных материалов, например, из березового нароста (капа), чаще всего из нижней его части, которая мягче, чем верхняя. Рукоять должна плотно входить в деревянные ножны, чтобы нож не потерялся во время охоты. Вытачивая рукоятку, охотник часто сжимает ее рукой, как бы пробуя, удобна ли она будет на промысле. В других случаях рукоятка ножа изготавливается из более прочной верхней части оленьего рога. Реже встречаются ручки ножа, выполненные из кожи. Для изготовления такой рукоятки вырезаются круглые кусочки кожи, которые последовательно одеваются на заготовку, после чего они закрепляются колпачком, и обрабатываются «под руку» охотника. Кожаные рукоятки удобны в использовании при сильных морозах - рука не мерзнет. Лесной ненец В. Айваседа отмечает: «Без ножа в тундре не обойтись! Он - едва ли не самое важное орудие традиционных производств, а ремень или специальный пояс – обязательная деталь мужской ненецкой одежды».

Неотъемлемой частью охотничьих принадлежностей является топор (тупка). Он хранится в левой части нарты, на которой закрепляется веревками, для сохранности во время переезда. Применяется для изготовления охотничьих ловушек, разделки мяса и при выполнении различных мужских хозяйственных занятий. По сравнению с женским топором, мужской - более острый.

В зимнее время основным средством передвижения охотников служат лыжи (л,ампа). Лыжи изготавливаются из елового бревна или из осины. Современные лесные ненцы используют и лыжи заводского производства, приклеивая к ним камус (пена), т.е. шкуру из голени лося или оленя. По свидетельству Максима Пяка - жителя стойбища Пайсята, расположенного в верхнем течении реки Харампур, камус приклеивается к лыжам клеем, который варят из чешуи окуня, пойманного зимой. Для просушки приклеенного камуса сооружается специальное приспособление: вбиваются две тонкие жерди, к ним в горизонтальном положении прикрепляется доска, к которой прикладываются лыжи и обматываются вместе веревками. Самодельные лыжи более широкие, чем заводские. Лыжи прикрепляются к ноге при помощи двойного ремня, охватывающего носок и пятку. Они имеют снеговой мешок, прибитый к самой лыже. Нога вставляется в мешок, который затягивается под коленом, при этом снег не скапливается под ногой, не мешает при движении и не скрипит. Однако, у такого крепления есть и существенный недостаток: если охотник проваливается под лед, то лыжу со снеговым мешком очень сложно отцепить от ноги. Чтобы этого не произошло перед переправой через покрытые льдом речки, охотник развязывает снеговой мешок. Ходят на лыжах обычно без палок. Как правило, охотники не пользуются чужими лыжами, они должны соответствовать весу хозяина. Лыжи, являясь необходимым средством передвижения в недоступных местах, в представлении лесных ненцев обладают магическими свойствами и в некоторых случаях служат своего рода «волшебной палочкой». П.Г. Турутина, известная собирательница фольклора лесных ненцев, записала такой сюжет: «Посмотришь на женскую сторону постели и увидишь там красавицу. Это твоя будущая невеста. Но прежде чем к ней подходить - три раза стукни лыжей об лыжу».

Способы охоты

К основным видам охоты лесных ненцев можно отнести охоту на копытных, пушной промысел и добыча боровой и водоплавающей дичи. Традиционные способы охоты лесных ненцев, как и у всех народов Севера, формировались на протяжении многих веков, с учетом особенностей ландшафта и природно-климатических условий. Многие из них применяются до настоящего времени. Способы охоты подразделяются на коллективные и индивидуальные. Обычно эти два способа сосуществуют. Охотники, объединяясь во временные артели при охоте на диких оленей, лосей, медведя, на песца при загонной охоте, могли одновременно индивидуально промышлять лис, белку, зайца. Индивидуальная охота может быть пассивной и активной.

При пассивном способе добычи охотник расставляет капканы, пасти, кулемы, самострелы, которые не требуют постоянного присутствия охотника. Но этот вид охоты требует от охотника тщательной подготовки всех приспособлений, умение правильного выбора места их установки и постоянной проверки на наличие добычи в течение всего охотничьего сезона. Активный способ – преследование или ожидание появления зверя, применяется при охоте на диких оленей, песца, соболя. Основными приспособлениями при активной охоте, до появления огнестрельного оружия, были лук, стрелы, лыжи и оленья упряжка. Активная охота требует от охотника физической выносливости, умения хорошо ориентироваться. М.А. Кастрен в работе «Путешествие в Сибирь» пишет об охотнике: «Каждый день с утра до вечера он в беспрестанном движении, иногда он и ночует в снежном сугробе. Он стреляет, расставляет и осматривает свои капканы, поднимает зверя и т.п.».

Виды охоты

Охота на копытных

Промысел копытных – дикого северного оленя (дил,ьшан,) и лося (кул,вай), до появления домашнего оленеводства в конце XVII - начале XVIII в., был основным видом охоты лесных ненцев. И в настоящее время дикий северный олень является не только источником питания, но и сырьем для изготовления одежды, хозяйственных принадлежностей, жилища. Мясо дикого оленя по вкусовым качествам ценится лесными ненцами выше мяса домашнего оленя, потому что дикий олень питается только растительной пищей, а домашнего оленя иногда подкармливают рыбой. Самым большим лакомством считается костный жир, который вываривается из костей ног дикого оленя. Его шкура толще и прочнее шкуры домашнего оленя, она меньше имеет свищей от оводов. Поэтому охоте на дикого оленя придается большое значение.

На протяжении многих веков лесные ненцы выработали способы охоты на копытных с учетом особенностей ландшафта и времени года. Одним из самых древних коллективных способов охоты на копытных у лесных ненцев была охота с использованием ям–ловушек. Такой способ охоты использовался и древними жителями, населявшими территории проживания современных лесных ненцев. Это подтверждается результатами археологической экспедиции, проведенной в 1997 г. Музеем освоения Севера совместно с археологической лабораторией Уральского Государственного университета. В бассейнах рек Пякупур, Айваседопур, Пурпе – притоках реки Пур, обнаружено 15 промысловых стационарных комплексов – ловчих ям. Примерная датировка комплексов II век до н.э. – II век н.э. Изучая топографию ловчих ям, можно сделать вывод, что при их сооружении древние жители максимально использовали пересеченность рельефа местности. Из материалов археологических исследований известно, что эти ямы располагались после изгородей, изготовленных из деревянных жердей. Изгороди сооружались между узких мест боровых террас и близлежащих озер, отсекая часть местности, по которой передвигались звери. Эффективность охоты с применением ловчих ям была очень высока, хотя и требовала больших трудозатрат при изготовлении изгороди и копке самой ямы. Ямы сооружались достаточно глубокие, чтобы попавший в них олень или лось не мог выбраться наружу.

К более поздним способам добычи копытных относятся охота с использованием специальных коридоров, сооруженных из жердей с закрепленными на концах гусиными крылышками, и охота с «манщиком». Охота с «манщиком» широко бытовала до начала XX в. Обычно она практиковалась осенью, с началом гона. В это время самцы диких оленей группируют возле себя самок (дячи) и не отпускают их несколько дней. Домашнему оленю-манщику на рога крепилась ременная петля. Затем охотник осторожно, чтобы не спугнуть, подпускал его к стаду диких оленей. При его приближении к стаду навстречу выходил дикий самец. Им предстояло отстоять право на важенок. Дикий олень начинал драку с манщиком и запутывался своими рогами в его ременных петлях. Таким образом, дикий олень становился добычей охотника, который пристреливал его. В настоящее время такой способ охоты применяется редко из-за сокращения поголовья диких оленей и широкого распространения охоты с ружьями.

В зимний период практикуется способ поиска группы диких оленей на упряжке с последующим отстрелом из ружья. Ранней весной проводится загонная охота на упряжках по снежному насту. «В конце марта свирепствовали морозы с ветрами. У ветхого чума жерди семь дней плакали и стонали от их натиска. В такую погоду лучше всего охотиться на диких оленей». Днем на солнце снег подтаивает, а ночью замерзает и образуется наст, который затрудняет свободное передвижение копытных по глубокому снегу. С этим связано и название месяца – пий нятупл,ама (охота на лосей и сбор дичи), хома дюнунл,ама (хороший месяц).

Активное освоение нефтегазовых месторождений в Тюменском Приполярье перекрыло пути миграций диких северных оленей. Если до начала освоения, в 1960-х гг. дикие олени доходили до нижнего течения рек Пур, Надым, Айваседопур, то в настоящее время граница миграции проходит в среднем течении р. Пур, верхнем течении рек Надым и Айваседопур. Сокращение поголовья диких оленей, постепенно приводит к переходу от коллективного способа добычи этих животных к индивидуальному.

Охота на лосей, также как и охота на дикого оленя - исконный промысел лесных ненцев. Наиболее широко распространенным способом охоты на лосей до появления огнестрельного оружия была охота в период массовой мошки и гнуса. Охотники выслеживали места водопоя, и когда лоси погружались в воду, прячась от мошки, забивали их копьями. Одним из видов охоты на лосей является охота во время гона с имитацией криков самца, который, призывая самок, издает звук, похожий на стон. Этим умело пользуются охотники, имитируя звуки кричащего самца. На звуки приходят не только самки, но и самцы, отстаивая свои территориальные права и права на самок, становясь добычей охотников.

Зимой, отыскивая лося, по следу спускают одну или две собаки, которые лаем предупреждают охотника и не дают уйти животному. Собаки для охоты на лося подбираются легкие, обученные. Весной лосей гоняют на лыжах по насту. Когда он проваливается, его легко добыть опытному охотнику. Летом для добычи лося используют петли. Но при таком способе добычи, если лето жаркое, охотнику необходимо два раза в день их проверять, потому что мясо лося попавшего в ловушку может стать непригодным к употреблению.

В начале XX в. численность лосей на территории проживания лесных ненцев значительно сократилась, и в 1919 г. был издан специальный декрет, который запрещал охоту на лосей. Благодаря охранным мероприятиям их численность постепенно восстановилась. В настоящее время охота на лосей разрешена по лицензиям в строго определенные сроки.

Пушной промысел

Пушной промысел издавна имел для лесных ненцев большое значение, так как шкурки пушных зверей использовались для отделки традиционной одежды. После присоединения Сибири к Российской Империи добыча пушного зверя приобрела важное экономическое значение для лесных ненцев. Пушнина шла для уплаты ясака (налога), а также для приобретения у русских и иностранных торговцев привозных товаров. Основным объектом промысловой охоты были соболь (хыльмик), песец (нохо), красная лисица (чоня), меньшим спросом пользовались шкурки белки (тал,яха), горностая (пиддя), зайца (тол,ащата). Шкурки соболя, лисы, горностая отправлялись в Санкт-Петербург, Москву. Белка, заяц, песец шли на ярмарки в Березов, Сургут, Обдорск (Салехард). Объемы добычи пушного зверя зависели от природно-климатических условий и внешних факторов. Например, начавшаяся первая мировая война резко сократила спрос и вызвала значительное падение цен на пушнину на мировом рынке.

Рыночная стоимость пушнины зависела от возраста зверя и времени его добычи. Наибольшим спросом пользовалась шкурка взрослого, полностью вылинявшего, белого песца, добытого с ноября по март. Шкурка красной лисицы стоила значительно дороже белого песца. Одну шкуру лисицы можно было в начале XX в. обменять на 10 оленей. Шкурки соболя полностью шли на рынок и практически не использовались лесными ненцами для украшения традиционной одежды.

Зверопромысел не регулировался законодательными актами со стороны царского правительства и не был ограничен по сезонам. Это привело к почти полному исчезновению в XVIII в. популяций соболя и бобра. Наиболее распространенными способами добычи пушных зверей были охота с использованием сети, которой обтягивали место вокруг норы и охота с установкой капканов около нор. Для выслеживания добычи охотники использовали собаку. Зимой, при большом количестве снега, когда собака не могла передвигаться по глубокому снегу, на звериных тропах устанавливались специальные ловушки. Устройство ловушки состояло из настороженных бревен, внутри которых размещалась приманка. В качестве приманки использовали кусочки рыбы или мяса.

Лесные ненцы применяют для добычи соболя специальные ловушки с приманкой. Ловушку устанавливали на поваленных деревьях, в местах, где много соболиных следов. Почуяв приманку, соболь проникал внутрь ловушки, задевал одно из бревен, которое затем его придавливало. По рассказам жителей стойбища Пайсята, лесные ненцы при охоте на соболя используют естественные ниши в корнях деревьев. В них закладывается приманка - кусочки тушек рябчиков, глухарей. Когда соболь проникает в нишу за приманкой, охотник на выходе из ниши устанавливает капкан, стучит по дереву, зверек выбегает и попадает в него. Такой способ охоты связан с длительным ожиданием появления зверька и требует большого терпения от охотника. Капканы также устанавливались на конце поваленного бревна, а на конце другого косо приставленного бревна подвешивалась приманка на высоте около 30 см. Приманкой служила целая тушка рябчика или куропатки. Такой способ добычи более эффективен, так как приманка под воздействием ветра постоянно находилась в движении и привлекала внимание зверька.

С XIX в. у лесных ненцев широко практикуется лов песца с применением железных капканов. Использование капканов требует специальной предварительной подготовки, для того чтобы отбить посторонние запахи. Для этих целей капкан отваривается в кедровом отваре, при его установке используются специальные рукавицы, также обработанные лапником кедра или ели. После установки капкана место разравнивается специальной лопаточкой. Иногда охотник тянет за собой разделанную тушку птицы, чтобы привлечь запахом песцов. Капканы (2-3) крепятся цепочками к «чурке» небольшого размера и маскируются снегом. В данном способе не жесткое крепление капкана обусловлено тем, что когда зверь попадает в капкан, он начинает выдергивать защемленную лапу, чурка движется и таким образом он не может оторвать лапу и уйти. Сверху над капканом к ветке привязывается приманка (протухшая рыба, куропатка). Широко применяется при охоте на песца стационарные ловушки – пасти. Осматривались настороженные пасти через каждые 3-4 дня.

Раньше большой вред пушным ресурсам приносил летне-осенний промысел молодых песцов путем раскапывания нор и добычи молодых щенков, которые затем выкармливались в чумах до периода взросления. При таком способе охоты погибало значительное количество молоди, а взрослые особи мигрировали в другие места. Шкурки таких песцов оценивались значительно ниже, чем шкурки песцов, выросших в естественных условиях. Подобный способ добычи практикуется и современными лесными ненцами при охоте на лис.

По рассказам лесного ненца, жителя поселка Ханымей Валерия Пяка, его отец и дед при охоте на лису (чоня) использовали довольно простое приспособление, состоящее из изгороди прямоугольной формы и двух бревен. Изгородь сооружалась из жердей, с одной стороны оставался открытый вход. Одно бревно устанавливалось у входа, а второе - на остро заструганную стойку. Внутри изгороди помещалась приманка (кусочек мяса или рыба). Зверь, просовывая голову к приманке, выбивал стойку, верхнее бревно падало и защемляло лисе шею.

Повсеместно лесными ненцами используется способ охоты на лис с применением защемляющего капкана, который состоит из расщепленной сосны небольшого диаметра и приманки (нен.тар``кас). Приманка (рыба, тушка птицы) закрепляется над капканом. Пытаясь сорвать приманку, лиса застревает лапой в расщелине.

Реже при охоте на песца и лису, используется туша погибшего оленя, которая служит приманкой для зверей. Туша вывозится подальше от стойбища. Затем, проверив и убедившись, что в этом месте появились следы песца или лисы, охотник устанавливает капканы или в лунную ночь занимает позицию с подветренной стороны и, дождавшись появления зверька, отстреливает добычу.

Один из распространенных способов охоты на лису – раскапывание лисьих нор и отлов лисят. Охотник, убедившись, что лисята находятся в норе, закладывает землей все побочные норки, оставляя открытым главный лаз. Рядом выкапывает четырехугольную яму с отвесными стенками, чтобы лисята, попавшие в яму, не могли из нее выбраться. Нору соединяют с ямой мостиком из тоненьких прутиков, покрывая настилом из травы. Охотник ждет, когда лисята почувствуют голод и полезут к отверстию норы. Первый лисенок, ступив на мостик, проваливается в яму. Охотник вынимает лисенка из ямы, поправляет мостик и ждет, когда следующий лисенок в поисках пищи попытается переправиться через мостик. Таким образом, охотник добывает всех лисят. Затем лисят держат на привязи или в клетке, вырастив до возраста, когда шкура будет иметь ценность.

Росомаха (винкни) - редкий житель лесотундры. Шерсть этого зверька практически не намокает, поэтому местные жители обшивают ее мехом обшлага рукавов и ворот малицы. Даже если рукава намокают, то на морозе они не деревенеют.

Росомаха хитрое и изворотливое животное. «Не проверил охотник вовремя капкан, росомаха всякого задавленного зверя или птицу к себе в нору тащит, умудряясь при этом сама в ловушку не угодить. Оставленные охотником в лесу съестные припасы тоже ее добыча». После медведя росомаха считается одним из крупных и опасных животных. Вес некоторых экземпляров достигает 32 кг. Росомаха, не обладая выносливостью в беге, может напасть на охотника, когда он ее преследует, и покусать его. Поэтому при добыче росомахи охотник использует собаку. Но росомаха обладает своеобразной защитой от охотничьих собак. При нападении собаки она обдает ее мочой, которая обладает едким специфическим запахом. После такого «душа» собака не в состоянии преследовать росомаху. На росомаху также охотятся с применением пассивных способов охоты, расставляя пасти и кулемы недалеко от ее норы.

Росомаха, хотя и пользуется дурной славой у лесных ненцев, потому что питается падалью, змеями, считается младшим братом медведя и наделяется магическими силами. Поэтому, как отмечает лесная ненка Г.И. Сергеева (Пяк), женщине нельзя трогать даже шерстинку её шкуры.

Добыча белки (тал,яха) у лесных ненцев занимает ведущее место. Охота на белку начинается примерно с середины октября. Количество этого ценного зверька зависит от урожая кедрового и соснового ореха. В книге П.Г. Турутиной «По тропам моих предков и моего детства» описываются некоторые приметы: «если много орехов было, а грибов нет – зима будет снежная, суровая. Олени будут тощие…. Где много ореха, там и белки тьма». Количество белки зависит также и от путей ее постоянных миграций. Поэтому если в один год белки достаточно много, то в следующем году она может исчезнуть с этой территории.. В поведении белки есть интересная особенность. Белка долго петляет, делая ложный след, прежде чем пробраться к местам кормежки или хранения ее зимних запасов. Эта особенность осложняет охоту на белку, поэтому во время охоты используется охотничья собака, которая без труда отыскивает белку и лаем предупреждает охотника. До появления огнестрельного оружия в охоте на белку в основном использовали лук, стрелы с тупыми концами, ловушки с приманкой.

М.А. Кастрен, описывая охоту на белку в первой половине XIX в., отмечает, что в ней «принимают участие даже женщины и дети, они не отходят, однако ж, далеко от юрты..». У современных лесных ненцев женщины также принимают активное участие в охоте на белку и бывают иногда более удачливы, чем мужчины. Например, сестра Солу Пяка (жителя стойбища Пайсята) приносила по 6-10 белок, когда мужчины возвращались с охоты без добычи. По мнению М.А. Кастрена, «самый выгодный лов – это лов белок, производящийся здесь в таких огромных количествах, что одно семейство ставит на нее до 500 ловушек, располагаемых в несколько небольших кружков. Для приманки каждая ловушка снабжается рыбой». По рассказам лесных ненцев-охотников, бывали такие годы, когда добывали в один день по 50 белок.

Мясо белки нежное и вкусное, и его охотно употребляют в пищу. Разделав тушку, замораживают каждую в отдельности и укладывают в продуктовую нарту для хранения. Мех белки используются для отделки женской традиционной одежды – «парадной» ягушки, а также для изготовления детских вещей. Беличий мех нежный, хорошо поддается обработке. Для соединения шкурок используют беличьи хвостики. Шкурку белки снимают чулком, подвешивают на три дня на жерди чума, подальше от печи. Затем упаковывают и хранят, а ближе к весне выделывают.

Охота на зайца (тол,ащата) ведется с использованием петель, которые устанавливаются на заячьих тропах. Петли в основном изготавливаются из сухожилий оленя. Когда охотник идет по следу, точно вычислить, где лежит заяц сложно. Это отнимает много времени. А так как мех зайца не представляет особой ценности, он используется только для пошива детской одежды, и заячье мясо практически не употребляется в пищу, современные лесные ненцы на него специально не охотятся.

Выдра (несал,та) живет в небольших речках и озерах, она очень прожорлива, порой наедается так, что брюхом задевает снег, возвращаясь домой. Мясо выдры в пищу не употребляется, так как оно пахнет рыбой. Выдру караулят около нор, гнезд. Но это связано с длительным ожиданием появления зверька, так как, уйдя на промысел, выдра не возвращается в гнездо несколько суток, а иногда и вообще может больше в него не вернуться.

Наиболее распространенные способы охоты, которые применяются как тундровыми, так и лесными ненцами до настоящего времени, описаны студентом Петербургской Академии В.Ф. Зуевым во время его путешествий по Сибирской губернии: «Выдры большие и малые, шерстью карие и рыжие, находятся по малым речкам, где больше полых мест…, где она на берега выходит; тут на следах промышленники становят настороженные луки, когда же от воды далеко отойдет, то достигают собаками и на лыжах и бьют палками». Лесные ненцы считают, что тяжелее всего охотиться на выдру, так как это очень изворотливое животное, сутками не выходит из воды.

Мех выдры обычно используется для пошива капюшона мужской одежды. Г.И. Сергеева (Пяк) отмечает, что для пошива парадных женских ягушек мех выдры используют только богатые лесные ненки.

Охота на медведя

Бурый медведь (аппъй) занимает особое место среди других зверей и пользуется почтением у лесных ненцев. Поэтому живут они с ним в добром соседстве. По рассказам лесных ненцев, само слово «медведь» вслух не произносится. Обычно ему придают иносказательное значение «паннъй писутта» – «одетый в шубу, которая отпугивает». Вероятно, это связано с анимистическими представлениями лесных ненцев о жизни духов. Образ хозяина леса, дух леса олицетворяется с образом самого крупного и сильного зверя – медведя. Страх и почтение к медведю породили, так называемую, «медвежью клятву», которая считается высшей клятвой. «Медвежья клятва» - залог того, что никто и ничто не убережет человека от звериного суда, если клятва будет нарушена. Лесные ненцы не заносят мясо и шкуру медведя в чум и не зайдут в другой чум, если увидят там шкуру медведя. По представлениям лесных ненцев, если медведь является к стойбищу, ломает нарты, разоряет лабазы, где хранятся продукты, то эту семью ждут непредвиденные события. Встреча медведя с женщиной может принести в стойбище смерть. Шкура медведя может использоваться в качестве своеобразного оберега и, как все культовые предметы, хранится в священной нарте.

Встреча с медведем в лесу может принести охотнику удачу не только на охоте, но и в последующей жизни. Вот как рассказывает об этом легенда: «На зверином острове случился такой случай. Однажды плывет охотник. Устал. Решил остановиться и покушать. Подплыл к берегу, лодку долбленку (н,ану) вытащил на берег. Зажег костре. Вытащил сухую рыбу (пахэ), нанизал ее на палочку для жарки рыбы (дявс) и поставил жариться. Заварил чай с листьями. Вдруг услышал шорох. На другой стороне костра стоит медведь, который бьет себя лапой по рту и показывает в сторону озера. Охотник от страха онемел, закрыл глаза и тут снова услышал шорох. А это медведь отошел подальше от костра, снова стал бить себя лапой по рту и показывать в сторону озера. Рыба уже сгорела, а охотник все сидит и не может пошевелиться. Когда медведь ушел, охотник стал думать: « За чем же приходил медведь? Может быть, медведь лодку испортил». Пошел охотник к озеру, посмотрел, лодка была цела. Сел и поплыл. А на острове чайки (халеи) кричат, охотник подъехал снова к острову и увидел двух задавленных оленей и рядом стоит теленок. Охотник понял, медведь показывал, что оставил на острове ему покушать. Охотник забрал часть оленей, а часть оставил птицам. Теленка тоже забрал с собой. Лодку вел по берегу, а рядом шел теленок. Теленок к осени подрос. Поехал охотник к соседу Касынки Покалы, привез ему пушнину и стал просить продать ему оленя. Сосед согласился и сказал: «Возьми, какой понравится», - ответил сосед. У охотника был с собой аркан (тынзян) из тальника. Бросил он его и поймал сразу двух оленей. Ханты заулыбались и отдали второго оленя ему в подарок. Охотник поехал домой, а через год у него стало 5 оленей, а еще через год 8 оленей с хором . Так медведь помог стать ему оленным человеком».

Медвежатину лесные ненцы употребляют в пищу, но самыми ценными считаются медвежий жир и желчь, которые используются в традиционной медицине лесных ненцев. При употреблении медвежьего мяса соблюдаются определенные правила: «Девочкам после 10 лет и женщинам нельзя есть медвежье мясо выше пояса, а то медведь может задрать твоих оленей, сломать чум, а нарты с продуктами разорить. Перед приемом медвежьего мяса мажут кончик носа углем и им же проводят вертикально по шее полоску. Жевать мясо можно только на одной стороне: левой или правой, если, нечаянно забывшись, мясо окажется на другой стороне щеки, то обязательно нужно закричать: «Перепрыгнула через речку». Насытившись, моют руки, вытирают стружками. Затем берут абсолютно чистые стружки и их поджигают. Руки держат обязательно над пламенем. Варят и кушают медвежье мясо только на улице, в чум его ни в коем виде не заносят».

Сцены охоты на медведя описываются в сказках, как место испытания или состязания героев. В мистической сказке, записанной со слов Питы Айваседо, жителя поселка Халесовая, старый ненец Айваседо едет знакомиться со своим соседом тунгусом, с которым он встретился во сне и мерился силами:

«Поехал. Видит вдали на сосновом мысу стоит чум. Понял, что это чум тунгуса. Тунгус пригласил ненца в чум, посадил его рядом с собой. Жена тунгуса поставила стол, и начали есть все вместе. Во время еды Айваседо медленно повернул в сторону тунгуса голову и посмотрел ему в глаза. Тунгус тоже посмотрел в зрачки его глаз и увидел, что ненец встряхнул плечами, превратился в медведя, перепрыгнул через стол и побежал в сторону полудня. Тунгус последовал его примеру, встряхнулся, превратился в медведя и побежал за ним. Бегут по снежной целине, только снег, метелица за ними. Бегут, бегут, высунув языки. Долго ли бежали, коротко ли, снег начал уже таять, наступила весна, лето, осень. Когда начались заморозки, Айваседо-медведь говорит тунгусу-медведю: «Зима наступает, давай сделаем берлогу». «Давай», – ответил тунгус. Сделали берлогу, большую просторную, утеплили и легли спать. Спят. Спят. Проснулся Айваседо-медведь, потянулся лапой и толкнул другого медведя-тунгуса.

- Ты что спишь? Весна наступает! Что тебе приснилось?

- Ничего, - отвечает Тунгус-медведь.

- А мне сон приснился, - говорит Айваседо-медведь.

- Слышу едут охотники и слышен крик, шум и стали нашу берлогу сверлить сверху. У входа – мужики с собаками, стали нас палками шуровать, чтобы мы проснулись».

В сказке также описан один из способов охоты на бурого медведя, который до сих пор применяется лесными ненцами. Хотя, по рассказам самих лесных ненцев, они довольно редко устраивают специальную охоту на медведя. Только лишь в случаях, когда медведь начинает наносить вред стойбищу, «заваливать» домашних оленей, на него начинается охота. По наблюдениям охотников, медведь очень осторожный зверь и нападает на человека, только если он ранен или поднят из берлоги (шатун). В других случаях медведь спасается от человека бегством.

Охота на водоплавающую и боровую птицу

С наступлением летнего года, когда вскрываются реки и озера, наступает время охоты на водоплавающую птицу. Добыча птицы для лесных ненцев – дополнительная возможность получения пропитания, когда еще не началось летнее рыболовство, а зимняя охота уже закончилась. Это время года самое трудное для лесных ненцев. Мясные запасы, которые были сделаны зимой, заканчиваются, и единственным источником мясной пищи становится мясо птицы. Пух и перо птицы шли на изготовление подушек. По сведениям, приведенным А.В. Головневым, шкурку лебедя лесные ненцы использовали и для пошива одежды. Основным объектом охоты в этот период становятся перелетные птицы- гуси (дяпту), лебеди (дятпъй), гагары (кал,икат), журавли (кал,л,ю) которые останавливаются на отдых и кормежку.

Л.В. Хомич отмечает: «Наиболее распространенным промыслом птицы у всех групп ненцев была коллективная охота на линных гусей (ябто). Охота на гусей происходила обычно раз в сезон, в июле, когда молодые гуси подрастают, но еще плохо летают, а старые гуси линяют, сбрасывая перья и постепенно наращивая новые. В это время они совсем не летают, или летают очень плохо».

До появления у лесных ненцев огнестрельного оружия основным средством охоты на водоплавающую птицу были луки, капканы. Современные лесные ненцы добывают боровую дичь – глухаря (самец – лукк, самка – немяку), рябчика (дядикк), белую куропатку (кончеэй), в основном с применением огнестрельного оружия. Но в охоте на каждую птицу есть свои особенности. Наблюдая за поведением и характером птиц, лесные ненцы умело используют эти знания в процессе охоты.

Один из таких способов добычи глухаря – охота с использованием собаки. Собака, учуяв птицу в кроне деревьев, начинает лаять и забегать таким образом, чтобы птица повернулась хвостом к охотнику. Это позволяет ему незаметно подойти к птице. Способ добычи глухаря в период брачных игр ведется с использованием природных особенностей поведения самца при заманивании самки, когда он издает особенные звуки. Эти звуки похожи на щелканье переходящее в точение, напоминающее громкий шелест отставшей сосновой коры. На рассвете глухарь становится особенно активным, и во время пения он не слышит посторонних звуков. Услышав песню, охотник начинает подходить к поющей птице. В сырое безморозное утро можно подойти к птице на расстояние выстрела. В морозную погоду, когда снег хрустит под ногами, приближаться к птице лучше «под песню», делая быстро 2-3 шага в то время, когда глухарь «точит». По рассказам жителей стойбища Пайсята, для охоты на глухаря используются слопцы, которые устанавливаются на песчаной косе, где глухари любят собирать камушки.

В охоте на рябчика особое место отводится охоте с манком (свистком). Лесные ненцы используют этот способ охоты поздней осенью. Рябчик откликается на «манок» с 200 метров, свист должен быть с теми интервалами, которые соответствуют интервалу пения птицы. Свист рябчика - это заявка на владения данным участком. Если на участке одного рябчика появляется второй самец, причем незнакомый, то, как правило, наблюдается ответный свист. Чем ближе к центру участка оказывается свистящий охотник, тем больше шансов, что рябчик не просто отзовется, но и прилетит или прибежит, чтобы отстаивать свои права владельца. Ненцы-охотники отмечают, что птицы лучше реагируют на манок с более высоким тоном. Прежде чем свистеть, охотник прикидывает, насколько удобным для ожидания рябчика будет конкретное место, и насколько будет удачен выстрел.

Один из способов охоты на куропатку – охота с использованием сетей. Сети расставляют в местах их кормежки, в кустарниках. Также распространен способ ловли куропатки на петли из оленьих сухожилий. Из тальника изготавливается длинная изгородь длиною около одного метра, затем оставляется промежуток, в котором устанавливается петля, а потом снова идет изгородь и т.д. Такие приспособления обычно ставятся там, где чаще всего охотник встречает следы куропатки. Петли также размещаются на двух вертикально установленных рогатках (стойки с расщепленным верхом). На рогатках горизонтально укладывается поперечина, на которой в центре закрепляется петля. С обеих сторон на вертикальные стойки привязывают бруснику. Куропатка, подлетев к одной из стоек, склевывает бруснику, по перекладине бежит к другой и попадает в петлю.

Но чаще всего охота на куропатку осуществляется с использованием мелкокалиберной винтовки. При выстреле из мелкокалиберной винтовки звук очень слабый, куропатки его плохо слышат и почти не пугаются. Если охотник хорошо замаскировался, он может перестрелять почти всю стаю. При выстреле из ружья охотник выбирает такую позицию, чтобы на линии огня оказалось несколько куропаток. И тогда одним выстрелом охотник убивает 2-3 куропатки.

Роль собаки в жизни лесных ненцев

В суровых условиях Крайнего Севера лишь два домашних животных – северный олень (ты) и собака лайка (ведяку) - постоянные спутники лесных ненцев на протяжении многих веков. Союз собаки и человека уходит корнями в глубокую древность. Основа этого союза – уникальные свойства лайки: способность к организации коллективной охоты, ярко выраженное поведение, направленное на охрану своей территории. Именно эти черты определили ее место в жизни лесного ненца и позволили стать членом семьи. Лайка отличный сторож, защитник и партнер на охоте. Человек и собака, объединившись, стали успешнее противостоять крупным и опасным хищникам, эффективнее охотиться.

Лайки - собаки с густой шерстью, с острыми торчащими ушками, пушистыми хвостами. Покрытые густым мехом, они не боятся морозов и в самые сильные холода спят на улице. Лайки указывают лаем местонахождение зверя и задерживают его до подхода охотника, преследуют подранка и апортируют его или убитую птицу. Эта порода собак используется при охоте на самого разного зверя - от мелкого (белки) до крупного (лося, медведя). С лайкой охотник спокойно уходит в тайгу, не опасаясь хищников. В своих описаниях «Путешествие в Сибирь (1845-1849)» М.А. Кастрен отмечает, что собак лесные ненцы использовали также для перевозки продуктов и охотничьих снаряжений, хотя он не дает точного объяснения, собаки какой породы использовались в упряжке. Он пишет: «Каждая семья приготовляет для себя несколько так называемых нарт, то есть маленьких саней, в которые запрягают собак. Эти нарты нагружаются мукой, хлебом, сухарями, крупой, рыбой и другими съестными припасами, одеждой, топорами, ножами, охотничьими снарядами, берестяной переносной юртой и тому подобным. В них же укладывают маленьких детей. За сим в каждый нарт запрягают по две, по три или четыре собаки, смотря по достаткам хозяина».

Собаку, в представлении лесных ненцев, поселил рядом с человеком бог Нум. Об этом рассказывает древний миф, опубликованный А.В. Головневым в работе «Говорящие культуры. Традиции самодийцев и угров»: «Иногда на луне видно человека, иногда – собаку. На землю Нум спустил их вместе. Только у нее имя было другое, хорошее. Она все время забывала свое имя. Тогда Нум разозлился и сказал: «Дура ты. Ты все время забываешь свое имя. Будешь теперь собакой, будешь с людьми жить».

О близком родстве собаки и человека рассказывает и легенда «Встреча с собакочеловеком» записанная П.Г. Турутиной (Пяк):

«Ехали трое в сторону Сургута на ярмарку. Едут через пойменный лес. Увидели развилку дороги и поехали по ней в надежде найти чум и обогреться. Старший говорит: «Однако, это хантейская дорога и там чум». Приехали, стоит небольшой чум. Видят свет огня. Зашли. Видят – над костром висит котелок. В чуме лежит еда, лежит мясо зайцев. При тусклом свете начали рассматривать хозяина чума. На шкуре лося сидит хозяин чума. Они прибавили к костру несколько древесных палок (хворостин) и при свете костра лучше рассмотрели хозяина чума. Голова у него оказалась собачья, туловище и ноги человека. Наполовину собака, наполовину человек внимательно следил за ними и незлобно гавкнул «ввф, ввф». Они переглянулись между собой и не на шутку испугались….

Человек через костер посмотрел на хозяина чума и увидел, что он принюхивается своей собачьей мордой, но по виду и взгляду злобы на морде не было. Человек вышел и бросился на нарту, и погнали оленей по дороге обратно. А Вэнвэн-Сута бежал за ними, потом отстал. И… далеко уехав, прислушались – слышно было тоскливый, жалобный вой собакочеловека».

Вероятно, представление человека о собаке, как о равноправном существе, созданном одновременно с ним Верховным богом, сформировало особые правила в отношениях собаки и человека. Например, по рассказам лесных ненцев, если собака нашла зверя, его нужно стрелять - иначе «стыдно» будет перед ней.

В настоящее время условия охоты с собакой оговаривают «Правила охоты», действующие на территории Ямало-Ненецкого автономного округа: «При проведении охоты для отыскивания, преследования и ловли диких зверей и птиц разрешается использование собак. Все собаки, находящиеся с охотником в охотничьих угодьях должны быть вписаны в охотничий билет... Круглогодично разрешается натаска и нагонка охотничьих собак в специально отведенных участках угодий, закрепленных за государственными, кооперативными и общественными организациями».

Приметы и запреты на охоте

Охотничий промысел связан с выполнением определенных обрядовых действий, которые, по представлениям лесных ненцев, должны принести удачу на охоте и уберечь от мести убитых зверей. Процесс подготовки к охоте – это своеобразный ритуал, выполнение которого требует соблюдения в определенной последовательности всех действий. Хотя, на первый взгляд, они просты и не содержат в себе ничего сверхъестественного, тем не менее, продиктованы опытом многих поколений и верой в помощь духов, сопровождающих человека на охоте.

Прежде всего, за день до выезда на охоту, охотник обильно кормит своего первого помощника – собаку. Это не просто уважение к собаке. Хорошо покормленная собака на охоте не станет поедать добычу, а принесет ее хозяину. Затем охотник занимается подготовкой к охоте ружья и ставит его на видное место в мужской половине около сундучка, где хранятся другие охотничьи принадлежности. Вечером охотник обязательно просушивает одежду, обувь. Гусь - одежда, которая одевается поверх малицы, берется поношенный.

Чтобы охота была успешной, охотники вечерами рассказывали сказки, потому что считалось, что Хозяин тайги любит их слушать. В благодарность за полученное удовольствие на следующий день он присылал богатую добычу - зверей. В поведении ездовых оленей перед охотой также заложен магический смысл. Если передовой олень споткнется или чихнет, то промысел будет неудачным. Удачную охоту принесут ездовые олени, бегающие друг за другом утром перед охотой. Если охотники готовятся к охоте на дальних угодьях, то утром они плотно завтракают и обязательно берут с собой в дорогу пищу: хлеб, отварное мясо, чай. В нарту укладываются охотничий чайник, кружка, ложка и все необходимые средства охоты. Утром всё взрослое население стойбища провожает охотников на охоту.

Соблюдение определенных правил требуется не только в период подготовки, но и во время охоты. Если среди охотников есть молодой, начинающий, то ему обязательно отдадут первую добычу. А если охотятся два равных охотника, тогда охотник первую свою добычу отдает товарищу по охоте. В дальнейшем, если зверя убил тот, которому уже подарена добыча, он должен подарит ее сделавшему подарок ранее. По представлениям лесных ненцев, соблюдение этого правила обеспечивает удачную охоту. Как отмечает лесной ненец Ховку Пяк, если охотник не сделает подарок, то он будет осмеян, о нем будут говорить, что он жадный, а в последующем его просто не возьмут на охоту. Каждый лесной ненец охотник стремится иметь в качестве амулета медвежий клык, который обеспечивает удачу на охоте, помогает преодолеть страх.

Неписаные законы лесных ненцев передаются из поколения в поколение в виде сказок, легенд. П.Г. Турутиной записана сказка, в которой отражены основные запреты (кивы) по употреблению в пищу мяса диких оленей:

«Весной в этом году поехали охотиться на диких оленей. Перебили их много. Приехали в чум. Сели кушать. Теща поставила чашу со свежим оленьим мясом, кровью и печенью дикого оленя. И так сказала первому зятю:

- Не кушай только бедра, а то, чего доброго, стрела врага тебе туда и попадет.

Зять засмеялся:

- Посмотрим, правда или нет, а бедро я все таки отведаю.

Приехал и другой зять с охоты. Тоже убил много диких оленей. Теща сварила ему мяса и попросила:

- Не ешь кивы, то есть печень, где проходит желчный отток (ши), а то попадет тебе стрела врага в это место.

Зять засмеялся и сказал:

- А я съем. И посмотрим, попадут ли стрелы врага мне в это место.

- Плохо говоришь и поступаешь, мужчина, - вздохнула теща.

Осенью по первому снегу, пошли весной все семь зятьев в Тазовскую тундру. Вот выбежал на лед реки Таз первый зять. Стрела врага попала ему в бедро. Он упал и больше ни бежать, ни стрелять уже не мог.

Второго зятя тоже достигла стрела врага. Она попала ему прямо в печень».

По приметам лесных ненцев, нельзя переступать через косточки, лапы, шкуры лося и дикого оленя, их кости нельзя отдавать собакам, иначе не будет удачи на охоте. Мясо дикого оленя и лося в чум заносит только мужчина и обязательно с противоположной стороны от основного входа в чум.

Голова добытого зимой лося вешается на березу, носом на восход. Ближе к весне эту голову увозят подальше от стойбища, там ее варят и едят только мужчины и мальчики. В чуме разделывать и варить голову запрещается. Женщины не употребляют в пищу сердце дикого оленя и лося, только переднюю часть туши этих животных, этот же запрет распространяется на употребление гусиного и лебединого мяса. Женщина не должна перешагивать через орудия промысла - это принесет зло не ей самой, а мужчине, животным, вещам, которые их окружают.

Запреты, которые действуют в процессе охоты, сформированы на основе этических традиций, которые исходят из принципа «не навреди». Лесные ненцы добывают на охоте ровно столько, сколько им необходимо для существования. Мотив достаточности выражен в предании лесных ненцев о сотворении рек и суши, записанном А.В. Головневым в 1990 г.: «Когда-то две женщины на земле реки создавали. Одна говорит: «Давай реки так проложим, чтобы они в ту и в другую сторону текли». Вторая отвечает: «Нет, тогда людям будет слишком легко плавать по ним, и они быстро всех зверей перестреляют. Нужно сделать так, чтобы реки в одну сторону текли, тогда людям против течения трудно будет плыть». Так же они и землю создавали. Одна говорила, что нужно ее плоской сделать, другая отвечала, что так людям будет слишком легко по ней ходить, и нужно сделать землю неровной, чтобы люди шли то в гору, то с горы».

Охранные мероприятия в местах проживания лесных ненцев

На рубеже XIX-XX вв. у лесных ненцев сформировался собственный специфический тип хозяйства, который характеризовался как комплексный. Он соединил выпас оленьего стада и весь цикл ведения промысловых занятий. В 1930-х гг., после образования Пуровского района, разрозненные родовые группы лесных ненцев объединяются в рыболовецкие, оленеводческие и охотничьи бригады в составе Пуровского, Верхне-Пуровского совхозов, Халясавинского промыслово-охотничьего хозяйства. С началом активного освоения в районе углеводородных месторождений территории оленьих пастбищ, рыбо- и охотугодий значительно сократились.

Проблема сохранения традиционного образа жизни коренных народов Севера тесно связана с проблемой сохранения флоры и фауны на территории, где осуществляется их хозяйственная деятельность. Взаимосвязь этих двух проблем продиктована особенностями природопользования коренных народов Севера, которые находятся в постоянном контакте с окружающей средой. Необходимо сохранить территории, нетронутые промышленным освоением. Если будет земля, на которой возможно заниматься традиционными промыслами, будут существовать и сами промыслы, а, следовательно, и связанные с ними комплексы материальной культуры, навыки, рациональные знания, этические представления, т.е. особенности культуры, объединяющие людей и способствующие сохранению этнического самосознания. Поэтому необходимо выделение и закрепление прав на охотничьи и рыболовные угодья. Также необходимо вести работу по сбыту продукции традиционных промыслов.

В целях осуществления природоохранной деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе разработан и принят 1 октября 1997 года «Закон об особо охраняемых природных территориях», который регулирует отношения в области организации, охраны и использования этих территорий. Закон также направлен на обеспечение законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей, сохранения и развития их традиционных форм жизнедеятельности.

Задачи по природоохранной деятельности на территории Пуровского района выполняет Тыды-Отинский заказник, занимающий площадь в 40 тысяч гектаров. Коренное население ведет свою хозяйственную деятельность на территории заказника без ограничения. Решением Малого Совета Пуровского районного Совета народных депутатов №38 от 18.03.1993 г. были расширены границы заказника «Тыды-Отинский» с охранными зонами сроком на 10 лет до 2003 года.

В районе работает комитет охотресурсов, который ведет деятельность по охране животного мира, проводит его учет и контроль. Комитет также решает вопросы по обеспечению прав коренного народа на территориях его традиционного расселения и хозяйственной деятельности в части охраны окружающей среды и традиционного образа жизни. Участвует в проведение работ по созданию Кадастра объектов животного мира, особо охраняемых территорий, проводимых Международным центром по изучению мигрирующих животных Северной Европы и Азии.

 

М.И. Гардамшина

Г.П. Саврасова