Этнические и языковые особенности лесных ненцев.

Ненцы являются одним из коренных народов Сибири. По языковым и этнографическим особенностям выделяются две группы – тундровые и лесные. Тундровые ненцы составляют большую часть народа, они занимаются в основном крупнотабунным оленеводством отгонного типа. Лесные ненцы занимают территорию в бассейнах рек Пур и Таз, их численность составляет всего около 2 тысяч человек. Слово ненэць, как самоназвание, стало употребляться со времени выделения ненцев в качестве самостоятельной народности из общей массы самодийских племен. В официальное употребление этот термин введен в 1930 г. Лесных ненцев называют пян хасава («лесные люди»). Они сами называют себя неша, (неща), во множественном числе это звучит неша’. В переводе с языка лесных ненцев – человек. Первыми относительно достоверными сведениями о лесных ненцах являются данные, полученные в ходе экспедиции, предпринятой русскими для подчинения «кунной самояди». В 1602 г. воевода Борятинский хотел присоединить к Сургутскому уезду «кунную самоядь» и с этой целью отправил служилых людей под начальством атамана Богдана Чубакина к самоедским князьям– Акубе, Скамче, Салыме с жалованным царским словом и предложением платить ясак в Мангазею. Можно предположить, что термин «кунная самоядь» подразумевал некую определенную группу в отличие от «тазовской», «низовской» и «каменной самояди». Поскольку лесные ненцы населяли лишь часть территории, входившей в Сургутский уезд, можно предположить, что термин «кунная самоядь» относится к ним. Употребление слова куна, т.е. «мех», служивший эквивалентом денег при торговле и обмене, могло быть использовано в качестве названия группы лесных ненцев, которые, живя в тайге и не имея значительного количества оленей, могли платить ясак главным образом пушниной (преимущественно белкой). Это вполне согласуется с тем, что в качестве кун употреблялись беличьи меха.

В «Книге большому чертежу», изданной в 1627 году, также содержатся сведения о существовании группы лесных ненцев: «А за рекою за Обью 200 верст пал в море река Таз. А в Таз реку пала река Пур. Протоку Таз река 890 верст, а реки Пура протоку 460 верст. А по реке по Тазу Мангазея, Самоядь Пяки». Пяк – это род лесных ненцев, который существует до настоящего времени.

В 1894 г., при исследовании реки Надым профессором А.Н. Якоби, лесные ненцы были «вновь открыты». Сведения о них опубликовал в 1896 г. исследователь В. Бартенев: «Народец этот очень немногочисленный и совершенно неисследованный, открыт впервые недавно - в 1894 г… По внешнему виду этот народ ничем не отличается от самоедов, только немного смуглее и с более резко выраженным монгольским типом, но в языке – громадная разница. Язык «няхсамар-ях» не имеет ни малейшего сходства ни с самоедским, ни с остяцким, даже звуки, общий характер языка совершенно особенные». В последующем профессор Б.М. Житков отмечал: «В период 1898-1900 гг. Обдорские миссионеры… употребляли все старания, чтобы найти какие-либо следы открытого профессором Якобием племени. Сделать это не удалось. Все поиски привели только к нахождению на Надыме безоленных самоедов или обсамоедившихся остяков, проживающих полуоседлой жизнью круглый год в лесах по Надыму и называющих себя piano-хасово – лесными людьми».

В материалах переписи 1897 г., обработанных для Сибири С.В Паткановым, приведены сведения о населении Березовского округа: «Особую группу представляют бродячие и лесные самоеды – пян-хасово, которых числится 6 ватаг: Тазу, Пяпкчу, Уб, Халь, Лякпэ, Ничу. Первые три ватаги называются дальнею самоядью, так как во время своих перекочевок они доходят до Туруханска, а остальные мозымской самоядью, так как они кочуют по р. Казыму (по местному «Мосому») и в вершинах притоков р. Казыма, Лямина, Тромюгана, Агана, Надыма, Пура и Таза». Вторая из упомянутых здесь групп - несомненно, лесные ненцы. На это указывает название группы «пян хасово», и весьма точно очерчена граница кочевий, вполне совпадающая с границей расселения лесных ненцев.

Некоторые сведения о лесных ненцах приводит проф. Б.Н. Городков: «На основании, как литературы, так и личных наблюдений мы считаем окончательно установленным няхсам-ор-яг (чищеные самоеды – по остяцки) и пян-хосово (лесной народ - по самоедски) – это название одной и той же ветви самоедов юраков, так называемых лесных самоедов (лесных юраков по К. Доннеру). Их язык (несколько наречий), резко отделявшийся Якобием от самоедского, действительно настолько отличается от последнего, что самоеды (тундровые ненцы) не понимают или понимают лишь частично пян-хасово. Однако корни языка пян-хасово и словообразование самоедские, как и многие общие слова».

Л.Н. Доброва-Ядринцева, называющая их хандеярами, отмечает: «В отношении хандеяр у нас нет подробных сведений об их быте. Они кочуют по р. Пуру, занимаясь промыслом белки в его верховьях и рыболовством по нижнему его течению. Само слово «хандеяры» - лесные самоеды – дает указание на то, что быт их должен несколько разниться от быта юраков, кочующих в области тундры».

Языковые особенности лесных ненцев

Ненецкий язык относится к самодийской группе уральско-юкагирской языковой семьи. Из самодийских языков самым большим по числу говорящих является ненецкий. Вместе с нганасанским (на полуострове Таймыр) и почти совершенно исчезнувшим энецким он образует северосамодийскую группу. В ненецком языке выделяется два диалекта (наречия): тундровый и лесной.

Первые сведения о языке лесных ненцев собраны финским исследователем М.А. Кастреном. В путевом отчете от 1 сентября 1845 года он приложил список из 50 слов диалекта лесных ненцев, которые сопоставил с ненецкими (тундровыми) и финскими словами. Касаясь вопроса об отношении диалекта лесных ненцев к диалекту тундровых, Кастрен высказал предположение, что лесные ненцы составляют переходное звено, связывающее кочующих на Севере у Ледовитого океана тундровых ненцев с алтайскими самоедами. Кастрен также высказал предположение, что лесные ненцы, к которым можно отнести аганских ненцев, образуют также переходное место между тымскими или всеми нарымскими самоедами на юге, а казымскими на севере.

Лесной диалект, по определению исследователя Н.М. Терещенко, состоит из пуровского, ляминского и нялинского говоров. Говоры лесных ненцев также в значительной степени различаются. На пуровском говоре говорит около половины всех лесных ненцев. Различия между тундровым и лесным диалектом хотя и состоят в основном в морфологии, лексике и в фонетике, но они настолько велики, что взаимное понимание представителей обеих диалектов затруднено. Язык лесных ненцев в некоторых отношениях обнаруживает большую близость с языками энцев, нганасан и селькупов, чем с тундровым диалектом. Существенное влияние на ненецкое лесное наречие оказал хантыйский язык. В лесном диалекте, в частности, имеются звуки л и ль, отсутствующие в тундровом диалекте; с другой стороны, в лесном диалекте отсутствует гортанный смычковый звук, широко распространенный в тундровом диалекте.

Близость лексического состава самодийских языков особенно ясно прослеживается в тех разделах словаря, которые выражают жизненно-важные понятия и термины, связанные с непосредственной трудовой деятельностью носителей языка, в особенности термины, касающиеся оленеводства, охоты, названия частей тела, основного типа жилища, животных, растений, некоторых атмосферных явлений и другого. Общим для всех самодийских языков является название чисел от 1 до 7.

Письменность была создана только для тундрового диалекта ненецкого языка. Для лесного диалекта, на котором говорит около 5% ненцев, письменность не была создана. В работе Г.Д. Вербова «Диалект лесных ненцев» были описаны грамматика и лексика этого диалекта на основе латинского алфавита. Существующая в настоящее время ненецкая письменность была разработана в 1937 году на основе русской графики и используется для издания учебной литературы, фольклорных текстов, оригинальной и переводной художественной литературы и газет. Первый словарь лесного диалекта был издан Т. Лехтисало в 1956 г., затем вышел словарь Я. Поповой в 1978 г., в 1994 г. вышло первое издание словаря М.Я. Бармич и И.Э. Вэлло, который был лополнен и переиздан в 2002 г. Первый картинный словарь, содержащий азбуку и около 3000 слов, наиболее употребительных в языке лесных ненцев, издан в 2000 году М.С. Приходько. В нем содержатся слова исконного языка лесных ненцев и слова, заимствованные из русского языка.