Всесоюзный ударный комсомольский отряд «Молодогвардеец»

Всесоюзные ударные комсомольские отряды конца 70-х – начала 80-х были вызваны к жизни необходимостью в короткие сроки создавать на объектах крупные производственные коллективы, способные решать целевые задачи, обеспечивать выполнение большого объема строительно-монтажных работ.

25 декабря 1979 года Бюро ЦК ВЛКСМ издало Постановление №26/20 «Об ударных комсомольских стройках и общественном призыве молодежи в 1980 году». Согласно Постановлению Управлением строительства «Тюменьстройпуть» был утвержден план направления молодежи на строительство железнодорожных линий Тюмень-Сургут-Нижневартовск, Сургут-Уренгой в количестве 1100 человек.

В начале 1980 года для участия в строительстве железной дороги Сургут-Уренгой был сформирован Всесоюзный ударный комсомольский отряд, в состав которого вошли представители Белоруссии. Первое рабочее название отряда «Имени 110-й годовщины со дня рождения В.И. Ленина» было заменено, отряду присвоили имя «Молодогвардеец».

4 февраля 1980 года Тюменским управлением транспортного строительства «Тюменьстройпуть» был издан приказ № 31 за подписью начальника управления строительства «Тюменьстройпуть» Д.И. Коротчаева «Об организации встречи, приема и размещения сводного комсомольско-молодежного отряда имени 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина».

14 апреля 1980 года из Москвы, со знаменитой Комсомольской площади, отправился в путь Всесоюзный ударный комсомольский отряд «Молодогвардеец». Всего в отряде «Молодогвардеец» было 7 тысяч бойцов, в Тюменскую область 16 апреля прибыло 2200 молодых посланцев союзных республик, краев и областей страны. Их встречали лозунгами: «Добро пожаловать на тюменскую землю!», «Даешь Сибирь!», «Привет бойцам «Молодогвардейца» от отряда имени 25-летия целины» и др.

Над Всесоюзной ударной комсомольской стройкой – железной дорогой Сургут – Уренгой взял шефство комсомол Белоруссии. В Пурпе было направлено 207 человек из 6 областей Белоруссии: Гродненской, Гомельской, Минской, Брестской, Витебской, Могилевской.

18 апреля 1980 года, в канун 110-й годовщины со дня рождения В.И.Ленина, на станцию Пурпе прибыл пассажирский поезд, который доставил 207 комсомольцев Всесоюзного ударного отряда «Молодогвардеец». Командиром отряда был назначен Подъячев Анатолий Геннадьевич, комиссаром – Лебедевич Валерий Владимирович. Это был первый пассажирский состав до станции Пурпе. Поезд был украшен лозунгом-транспарантом: «Даешь Уренгой!».  Железнодорожный мост через реку Пякупур тогда еще не был построен, и первый состав прошел по пути, проложенному прямо по льду реки.

Было принято решение направить отряд в полном составе в строительно-монтажный поезд № 611. (Справочно: СМП-611 был создан в феврале 1978 г. по приказу министра транспортного строительства на линии Сургут – Уренгой между станциями Ханымей и Тарко-Сале, на 386 километре трассы – будущей станции Пурпе. Всего в поезде было 19 комсомольско-молодежных бригад).

Предполагалось, что Пурпе будет одной из крупнейших станций на магистрали Сургут – Уренгой. Бойцы отряда «Молодогвардеец» трудились на возведении объектов жилья и соцкультбыта: второй очереди школы, дома связи, фельдшерско-акушерского пункта. Небольшая группа молодогвардейцев трудилась на строительстве железнодорожных путей: их выправке, балластировке. Те, у кого не было специальности, получали ее в учебно-курсовом комбинате в Пурпе. Уже к началу января 1981 года на строительстве железной дороги Сургут – Уренгой было уложено более 70 километров пути, более 40 тысяч кубометров балласта, построено около 6000 квадратных метров жилплощади.